К маю 2019 года в Молдове было зарегистрировано около миллиона транспортных средств. Об этом свидетельствуют данные Государственного реестра транспорта. По оценкам института IDIS Viitorul, большая часть нагрузки приходится на Кишинев, где не удастся избежать пробок, если срочно не изменить порядок движения.
Как сообщает IDIS Viitorul, с конца 1980-х годов трафик в Молдове начал стремительно расти, число автомобилей увеличилось более чем в пять раз. В этом году, по оценкам экспертов, будет побит новый рекорд: автомобиль буджет у каждой второй семьи в Молдове.
По данным Государственного реестра транспорта, к 1 мая 2019 года в Молдове было зарегистрировано 998 тыс. транспортных средств. Из них около 626 тыс. — легковые автомобили. Особенное давление, как подчеркивают эксперты IDIS Viitorul, оказывается на дороги Кишинева, поскольку большая часть машин сосредоточена в столице.
Почему Кишинев не справляется с пробками на дорогах
Эксперты IDIS Viitorul объясняют сложившуюся в Кишиневе ситуацию эффектом «бутылочного горлышка»: какой бы большой ни была бутылка, движение жидкости зависит от ее горлышка. Другими словами, скорость движения на дороге зависит от скорости движения по самому загруженному участку.
Такая проблема существует на круговой развязке возле железнодорожного вокзала, где, несмотря на восемь полос, вечером все автомобили с трех улиц едут по одной — Гагарина, где всего три полосы.
Сложная ситуация складывается и на круге возле предприятия TUTUN CTC, где два больших потока автомобилей с двух главных городских артерий пересекаются на одном уровне. А здесь должно быть как минимум два уровня.
Кроме того, большие препятствия в движении создают и сами водители, оставляя автомобили в неположенных местах. Яркий пример — улица Бэнулеску-Бодони, где из трех полос движение фактически осуществляется лишь по одной, поскольку остальные две заняты припаркованными автомобилями.
Какой выход
Эксперты IDIS Viitorul предлагают простой выход — запретить поворот налево. Частично это правило действует на некоторых участках Кишинева (ул. Эминеску, ул. Армянская и т. д.)
Как подчеркивают эксперты, десятки миллионов леев, инвестированных в модернизацию и расширение дорожного полотна, например дороги, связывающей Чеканы с Рышкановкой, можно считать напрасно потраченными всего по одной причине — разрешения поворота налево, когда из-за трех автомобилей, желающих повернуть налево, на перекрестке улиц Алеку Руссо и Николае Димо обездвижена целая полоса.
Подписаться на NM Espresso
Ежедневный дайджест главных новостей Молдовы на вашей почте
В Молдове завершается подсчет голосов на парламентских выборах 2025 года. Результаты пока предварительные, но уже ясны: PAS набирает около 50% и сохраняет уверенное большинство. Всего в парламент проходят пять сил: помимо партии власти это Патриотический блок (26 мандатов), блок «Альтернатива» (8 мандатов), Наша партия и партия «Демократия дома» Василия Костюка (по 6 мандатов). И некоторые выводы уже очевидны. NM рассказывает, о каких выводах, уроках и сценариях можно говорить уже сейчас.
Вывод 1. Молдова движется дальше в ЕС
Главная интрига кампании — результат PAS. Сохранит ли правящая партия большинство или ей придется искать партнеров по коалиции? Опросы давали самые разные прогнозы: от уверенного большинства до второго места и пути в оппозицию.
В итоге PAS сохранила статус партии власти и, несмотря на потерю части мандатов (в прошлом составе у нее было 63 депутата), сможет самостоятельно сформировать правительство. Предварительные расчеты показывают, что PAS получит вполне устойчивое большинство — около 55 мандатов. Частью из них она уже по традиции обязана диаспоре: без зарубежных голосов партия власти могла бы недобрать до парламентского большинства.
PAS
Итак, PAS, фактическим лидером и «локомотивом» которой остается президент Майя Санду, сохраняет в своих руках всю власть в стране.
Бывший постпред Молдовы в ООН и Совете Европы, политический обозреватель Алексей Тулбуре отметил, что PAS удалось максимально мобилизовать свой электорат и привлечь неопределившихся.
«Алармистская тактика сработала. В целом избиратель повторил модель поведения на президентских выборах прошлого года. Молдова движется дальше в ЕС», — сказал эксперт.
Главным обещанием партии в этой кампании было — вступление Молдовы в ЕС к 2028 году.
Вывод 2. В выборы вмешался TikTok (и Шор?)
Главным сюрпризом выборов стал результат партии «Демократия дома» Василия Костюка. Основные опросы давали партии Костюка не более 2-3%, но в итоге ему удалось набрать больше 5% и пройти в парламент.
Кто такой Костюк? «Демократия дома» — унионистская партия, которую поддерживают румынские суверенисты из AUR. Костюк близок с лидером AUR Джордже Симионом и открыто поддерживал его в президентской кампании в Румынии этой весной. А потом вместе с ним ездил в США на встречи с представителями администрации Дональда Трампа. Поддержка части унионистов, суверенистов и разочаровавшихся в PAS неопределившихся избирателей могла стать одним из секретов успеха партии Костюка.
Как и AUR, Костюк сделал ставку на TikTok. Соцсеть принесла неожиданные дивиденды и в Молдове, и в Румынии. В 2024 году благодаря ей раскрутился кандидат Кэлин Джорджеску, в этом году — Костюк. Впрочем сам он давно ведет стримы, где обсуждает проблемы страны, имеет устойчивую аудиторию, а его эфиры собирают десятки или даже сотни тысяч просмотров.
Но только соцсетей для такого рывка в парламент могло быть недостаточно. По мнению Алексея Тулбуре, за Костюка могла вписаться «сетка Шора» или по крайней мере ее часть. В гонке не осталось открыто шоровских проектов, хотя в связях с беглым олигархом обвиняли Викторию Фуртунэ, лидера партии «Молдова Маре». Но буквально в день голосования эту партию сняли с выборов. И партия суверенистов, которая при этом имеет свою «нативную» базу сторонников, теоретически могла стать опцией.
Вывод 3. Провал центра
На третьем месте, по предварительным результатам, оказался блок «Альтернатива». PAS и пророссийский «Патриотический блок» в этой кампании сделали ставку на поляризацию и мобилизовали свой устойчивый электорат, а вот ставка «Альтернативы» на центристскую нишу не сработала. Или по крайней мере сработала слабее, чем ожидалось.
«От „Альтернативы“ все ждали большего», — говорит доктор политических наук Анжела Колацки.
Blocul „Alternativa”
Блок набрал чуть больше 8% и прошел в парламент, но не смог занять первые позиции ни в Кишиневе, где мэр Ион Чебан традиционно популярен, ни в Гагаузии, где Александр Стояногло ранее получал высокую поддержку. В обоих случаях «Альтернатива» оказалась на вторых местах.
По мнению Колацки, результат партии Чебана MAN был бы лучше, если бы он не создавал блок:
«Эти гроздья потянули Чебана вниз».
Вывод 4. Проевропейской альтернативы нет
Ни одна четко проевропейская партия, кроме PAS, не смогла преодолеть барьер или хотя бы приблизиться к нему.
PSDE, CUB, LOC, ALDE, Respect Moldova — все набрали меньше одного процента. Блок «Вместе», который заявлял себя как альтернатива PAS, взял даже меньше голосов, чем независимые кандидаты — Андрей Нэстасе, и даже Олеся Стамате, которая совсем недавно начала самостоятельную политическую карьеру.
Олеся Стамате, parlament.md
Проевропейский фланг полностью остался за PAS.
«Избиратель сделал ставку на „рациональный голос“ — проголосовал за партию с шансами пройти в парламент, исходя из принципа, что коней на переправе не меняют. Можно было бы говорить о широком проевропейском фронте, но пока ни PAS, ни другие партии не научились договариваться», — отметила Анжела Колацки.
Вывод 5. Усатый сделал это
В парламент проходит и «Наша партия» Ренато Усатого. Ей удалось то, что не получалось больше десяти лет, — преодолеть избирательный порог.
В 2014 году у партии были шансы стать крупной фракцией, но за три дня до выборов ее сняли с гонки. Позже суд признал это решение незаконным. На следующих выборах «Наша партия» уже не смогла преодолеть барьер и потеряла рейтинг, хотя сам Усатый оставался заметной фигурой в политике.
Теперь, спустя 11 лет, партия все же зашла в парламент. Хотя, увидев предварительные итоги выборов, Усатый признался, что ожидал лучшего результата.
«Но для Усатого это, конечно, победа. Если бы и сейчас они не преодолели порог, это стало бы серьезным провалом», — заметила Колацки.
Правда, и «золотого голоса» у Усатого не будет — парламентское большинство есть и без него. Впрочем, может это и к лучшему: любые политические союзы до сих пор дорого обходились лидеру «Нашей партии», а теперь он сможет остаться вне коалиций и показать «свою игру».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.