Демократы снова в теле. Проект нового Кодекса о телерадио дошел до парламента
6 мин.

Демократы снова в теле. Проект нового Кодекса о телерадио дошел до парламента


Демократы зарегистрировали в парламенте проект нового Кодекса о телевидении и радио, в разработке которого участвовали, в том числе, представители медийных НПО. Спикер парламента Андриан Канду заверил, что новые законодательные нормы пойдут на пользу СМИ. Примечательно, что две недели назад демократы пытались внести в проект ключевые поправки. Глава Ассоциации независимой прессы Петру Маковей считает, что поправки продвигали бизнес-интересы главы Демпартии Владимира Плахотнюка, и не исключает, что при рассмотрении проекта в парламенте их все-таки примут.

Андриан Канду сообщил, что 23 марта в парламенте зарегистрировали проект нового Кодекса о телевидении и радио. «Новый Кодекс — это одно из требований ЕС, он заново регламентирует многие аспекты, связанные с аудиовизуальным рынком и индустрией. Новые нормы, которые он предусматривает, пойдут на пользу СМИ», — заверил Канду.

Разработкой проекта нового Кодекса о телерадио занималась рабочая группа по улучшению законодательства в области СМИ, созданная при парламенте. В нее входили, в том числе, представители СМИ: глава Ассоциации электронной прессы Молдовы (APEL) Ион Бундуки и журналист Василе Стати. Курировал разработку проекта Совет Европы.

Проект нового Кодекса о телевидении и радио, напомним, представили в декабре прошлого года. Новый кодекс предлагается назвать Кодексом медийных аудиовизуальных услуг Молдовы. Необходимость его принятия власти объяснили тем, что действующий устарел, не отвечает современным технологиям, а также не обеспечивает независимость СМИ и регулятора в этой сфере — Координационного совета по телерадио.

newsmaker.md/rus/novosti/v-zdorovom-tele-kak-novyy-kodeks-o-teleradio-zashchitit-moldovu-ot-propagandy-i-de-35267
 

Как уже писал NM, проект нового Кодекса предполагает разделение телеканалов и радиостанций на линейные и нелинейные. К первым отнесены традиционные СМИ, ко вторым — видео по запросу, когда зритель выбирает из каталога, что ему смотреть.

Также предлагается разделить телеканалы и радиостанции по контенту: общие, новостные, тематические, и по покрытию: национальные (свыше 2/3 населения страны), региональные (от 1/3 до 2/3) и местные (до 1/3 населения).

Представленный в декабре проект также включал определение понятий дезинформации и пропаганды. Однако в окончательной версии их убрали. «Сначала мы дали этим понятиям научное определение/толкование. А надо было юридическое. Но в мировой практике нет их юридического толкования. А раз нет, значит, судьи, в том числе в ЕСПЧ, не смогут рассматривать такие дела», — рассказал NM глава APEL Ион Бундуки, «И еще: в нашей хрупкой демократии такие нормы в законе могут стать основанием для расправы со СМИ, критикующими правительство, например», — уточнил он.

В результате в проекте Кодекса оставили лишь определение понятия «призывы к ненависти»: оно трактуется как выражение, которое пропагандирует, призывает, продвигает или узаконивает расовую ненависть, ксенофобию, антисемитизм или другие формы ненависти, основанные на этнической, национальной, гендерной, религиозной нетерпимости, а также нетерпимости по признаку сексуальной ориентации или ограниченных возможностей.

Примечательно, что двумя неделями ранее демократы предложили существенно изменить проект нового Кодекса о телевидении и радио. С предложением внести 10 поправок по ключевым позициям выступил депутат-демократ Корнелиу Михалаке.

Так, например, первоначально  проект Кодекса предусматривал, что доля местного контента на телевидении будет варьировать в зависимости от типа телеканала. Например, местный контент на Moldova 1 должен занимать не менее 10 часов в день, на частном телеканале с национальным покрытием — не менее шести часов, на местном частном телеканале — не менее двух часов в день. Михалаке предложил сохранить в Кодексе действующие нормы:  для всех телеканалов не менее восьми часов в день собственного контента, из которых шесть часов — в прайм-тайм. Аргументировал Михалаке это тем, что предложенные в проекте нормы «дискриминационные, неравные и необоснованные».

Также Михалаке предложил сохранить действующую норму, касающуюся собственников телеканала: в соответствие с ней, один человек не может владеть более чем двумя телеканалами. В проекте нового Кодекса эту норму изменили: один человек не может владеть более чем четырьмя телеканалами, два из которых общей или новостной направленности и два тематические, например, спортивные или музыкальные. Кроме того, этот пункт в проекте дополнили таким положением: владельцам телеканалов запрещено «создавать ситуации, которые приводят к доминированию в формировании общественного мнения» и ограничению конкуренции на рынке.

Другие предложенные Михалаке поправки касались избрания членов Координационного совета по телевидению и радио (кстати, из названия совета хотят убрать слово «координационный»), замерителей аудитории, политической рекламы и т.д.

Впрочем, большинство поправок Михалаке рабочая группа отклонила, в том числе, связанных с долей местного контента и собственниками телеканалов. По некоторым поправкам пришли к компромиссному варианту: например, рабочая группа предложила разрешить политическую рекламу только в период предвыборных кампаний, а Михалаке предложил это ограничение снять. В итоге в проекте указано, что политическая реклама регулируется Кодексом о выборах и законом «О рекламе», то есть разрешена в любое время.

Членов Координационного совета по телерадио (КСТР) решили избирать по квотам: два человека — от парламента, один — от президента и шесть — от гражданского общества (последних выбирают на основе конкурса). Сейчас всех членов КСТР выбирает парламент.

В беседе с NM Корнелиу Михалаке сказал, что «удовлетворен компромиссом». «Новый Кодекс необходим, но, если каждый будет настаивать на своем, его принятие затянется», — отметил Михалаке. При этом он не исключил, что во время рассмотрения проекта Кодекса в парламенте тоже предложат поправки.

Ион Бундуки, в свою очередь, отметил, что при обсуждении поправок Милаке принципиальным для рабочей группы был вопрос о доле местного контента. «Мы считали и считаем действующую норму дискриминационной, по крайней мере, по отношению к местным телеканалам. Если оставить ее в силе, есть опасность исчезновения этих телеканалов с рынка», — пояснил Бундуки.

По мнению исполнительного директора Ассоциации независимой прессы Петру Маковея, Михалаки, предложив поправки к проекту Кодекса, действовал в интересах лидера Демпартии Владимира Плахотнюка, «который хочет изменить закон так, чтобы он не затрагивал его бизнес». Плахотнюку, напомним, принадлежит холдинг General Media Group, который включает четыре телеканала — Prime, Canal 2, Canal 3, Publika TV и радиостанции — Muz FM, Publika FM и Maestro FM.

«Я почти уверен, что те поправки, на которых настаивал Михалаке и которые продвигают интересы Плахотнюка, в итоге все-таки примут. Ведь если Кодекс примут в нынешней версии, это значительно снизит преимущества Плахотнюка на телерынке», — заключил Маковей.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: