Отстранение от должности и задержание генпрокурора Александра Стояногло вызвало бурные реакции в молдавском обществе, и даже протесты в Кишиневе и Комрате. На митингах не раз звучали тезисы об этнической принадлежности Стояногло — его, мол, отстранили от должности потому, что он гагауз. Этническую тему «оседлали» и некоторые политики. NM разбирался, как такие спекуляции на этнической почве расшатывают межэтническое согласие в Молдове.
«Война идет против одного гагауза»?
Отстранение от должности и задержание генерального прокурора Александра Стояногло раскололо общественное мнение в Молдове. Одни считают это торжеством правосудия и шагом к независимой юстиции. Другие — называли местью и беззаконием власти.
Есть, однако, и те, кто увидел в этом этнический вопрос. На митингах в поддержку Стояногло в Кишиневе и Комрате не раз звучали высказывания о том, что это «арест гагауза», и что Стояногло пострадал именно из-за этнической принадлежности. Этот же тезис продвигали и некоторые политики — в основном из Партии социалистов.
На митинге в Кишиневе такое мнение высказала адвокат Наталья Байрам. По ее словам, создается впечатление, что «война идет против одного гагауза».
«Не хочется говорить о том, что одной из причин давления на Александра Стояногло стала его этническая принадлежность, и тот факт, что он — гагауз», — сказала Байрам.
На митингах в Комрате тоже звучали утверждения, что задержание Александра Стояногло напрямую связано с его этнической принадлежностью. Уже в самом приглашении на митинг, опубликованном в Facebook, депутат Народного собрания Гагаузии Виктор Петров разыграл этническую карту: «Та вакханалия, которая творится с арестом и обвинениями по отношению к генеральному прокурору нашей страны, патриоту, гагаузу — Александру Стояногло — это красная черта!»
«Атака на Стояногло — это атака на всех жителей Гагаузии и на всех представителей других этносов Молдовы», — говорил Петров уже на митинге.
Другой выступающий уверял, что Стояногло снимают, «потому что он русскоязычный и гагауз».
На воскресном митинге в Комрате депутат НСГ от Вулканешт Петр Фазлы заявил: «Это вызов нам, всем гагаузам, потому что это наш соплеменник, наш гагауз, которого мы должны отстаивать всей Гагаузией».
Экс-депутат парламента Молдовы из Гагаузии Петр Влах сказал, что «гагаузы встали на защиту гагауза, и митинги проходят из-за беззакония властей Молдовы по отношению к гагаузу».
Были, впрочем, и те, кто подчеркивал, что этническая принадлежность тут ни при чем.
«Не хочу поднимать тему этнической принадлежностей Александра Стояногло, чтобы не разжигать межэтнический конфликт», — заявил один из протестующих на том же митинге в Комрате.
Спекуляции на тему этнической принадлежности раскритиковали и в Телеграме. Телеграм-канал «Мамалыга и Токана» написал, что, даже «если бы Стояногло был Стоянеску», его бы все равно задержали.
А блоггер Думитру Чорич отметил в своем телеграм-канале, что подобные заявления на этническую тему являются ничем иным, как попыткой разжечь межнациональный конфликт.
Человек «из своей стаи» или «последний бастион» гагаузов?
Председатель ассоциации WatchDog Валериу Паша считает, что за спекуляциями на этнической принадлежности Стояногло стоит Вячеслав Платон, который «легко взорвет многонациональный мир в Молдове, чтобы защитить свою шкуру».
По словам эксперта, те, кто в таком ключе продвигает тему этнической принадлежности отстраненного от должности генерального прокурора, — «подонки», готовые разрушить межэтнические отношения в Молдове.
Эксперт ассоциации Promo-LEX Ирина Коробченко, ответственная за мониторинг языка вражды, считает, что спекуляции по этническому признаку пошли от самого Стояногло.
«Звучащие в общественном мнении тезисы о том, что Александра Стояногло задержали из-за того, что он гагауз, напрямую связаны с высказываниями самого Стояногло. Ранее он заявлял, что его хотят отправить в отставку, потому что он гагауз», — сказала NM Коробченко.
В конце июля, напомним, Стояногло действительно заявил в эфире телеканала N4: «Я не понимаю, почему я должен уйти в отставку. Может потому, что я — гагауз? Эта тема очень распространена».
Отметим, что тема этнической принадлежности Стояногло действительно муссировалась в маргинальных кругах и в соцсетях сразу после его назначения. Однако сам Стояногло заговорил об этом, когда возникли вопросы по поводу эффективности его работы на посту генпрокурора.
Коробченко отмечает, что проблема этнической и языковой принадлежности очень чувствительна для молдавского общества. «Пока я не заметила никакой дискриминации [в деле Стояногло], надеюсь, что и в дальнейшем это не появится», — подчеркнула эксперт.
По ее словам, люди, выступающие на протестах, вправе высказывать свое мнение и недовольство. «Если при этом не будет использоваться язык вражды, то это не повлечет негативных последствий для межнациональных отношений. Это право людей на свободу выражения мнения», — считает Коробченко.
Политолог Вячеслав Бербека сказал в беседе с NM, что дело Александра Стояногло — это «политическо-юридический вопрос, но никак не этнический». Он отметил, что некоторые политики используют задержание Стояногло для дестабилизации ситуации в стране и своего политического продвижения.
Митинги, организованные в Комрате, он считает «использованием гагаузов в политических играх».
«Гагаузы пытаются показать, что они солидарны со Стояногло, но я боюсь, что их используют в политических играх. Надеюсь, что межэтнический вопрос уладится, и спекуляции прекратятся, но это зависит от дальнейших событий вокруг дела Стояногло», — считает Бербека.
Эксперт в области прав человека Вячеслав Балан отмечает, что вопрос этнической составляющей вокруг ситуации с Александром Стояногло — многогранный. Балан подчеркнул, что очень важно, чтобы в случае доказанной виновности человека его наказали, независимо от его этнической принадлежности.
По мнению Балана, некорректно поддерживать Александра Стояногло исключительно из-за его национальной идентичности.
«Поддерживать или нет того или иного человека — это право каждого. Но, на мой взгляд, выступать за “своих”, за людей “из своей стаи” просто потому, что они “свои”, независимо от их действий и поступков — это неправильно» — считает эксперт.
Он, однако, не исключает, что в ситуации вокруг Стояногло все же сыграла роль доля стереотипного мышления. «У части жителей Молдовы, у Майи Санду и в рядах партии PAS есть стереотипное восприятие Гагаузии и гагаузов, как безоговорочных сторонников пророссийских сил. Это неверно. Я не исключаю, что наряду с фактом предыдущего сотрудничества Стояногло с Демократической партией Плахотнюка и политической поддержки его назначения Партией социалистов, такое этно-региональное восприятие могло сыграть некоторую дополнительную роль в недоверии к Стояногло со стороны президента и партии PAS», — сказал он.
Эксперт также предположил, почему в Гагаузии так отреагировали на задержание отстраненного генерального прокурора.
«Я могу допустить, что люди могли выйти, в том числе и потому, что совсем недавно из Высшего совета прокуроров исключили прокурора Гагаузии. Возможно, Александр Стояногло в понимании жителей Гагаузии был “последним бастионом” в защите гагаузских интересов в прокурорской среде. И в том числе из-за страха оказаться без поддержки своих интересов в прокурорской среде жители Гагаузии и могли выйти на протест. Это всего лишь предположения, но такие соображения также не стоит сбрасывать со счетов», — подытожил эксперт.