КС признал неконституционными часть поправок к закону «О прокуратуре». Что это значит для Стояногло
3 мин.

КС признал неконституционными часть поправок к закону «О прокуратуре». Что это значит для Стояногло

Конституционный суд (КС) рассмотрел 21 мая запрос о признании незаконными поправок к закону «О прокуратуре», которые приняли летом 2019 года. Судьи частично одобрили запрос депутатов и проверили только некоторые поправки.  Часть поправок они признали неконституционными. О каких конкретно поправках идет речь, судьи не уточнили, однако, отметили, что решение не касается назначения генпрокурора

В КС в сентябре 2019 года подали запрос депутаты от Демпартии, однако, заседание КС назначили на следующий день, после того как генпрокурор Александр Стояногло объявил, что главным бенефициаром кражи миллиарда был экс-лидер Демпартии Владимир Плахотнюк. 20 мая депутаты от Демпартии отозвали свои подписи, однако, депутаты от парламентской группы Pro Moldova не стали их отзывать.

Пока шло заседание, перед КС протестовали гражданские активисты, которые пришли поддержать Стояногло.

В начале заседания Сырбу добился того, чтобы Владимира Цуркана отстранили от рассмотрения дела. После того как судьи одобрили запрос, Сырбу отметил, что изменения в закон принимали срочно, за несколько дней. Также он напомнил, что, кроме изменения процедуры избрания, депутаты расширили состав Высшего совета прокуроров. Таким образом, подчеркнул Сырбу, в совете оказалось больше представителей гражданского общества, чем прокуроров. Также Сырбу отметил, что считает неконституционным то, что кандидатов в генпрокуроры выбирает комиссия, которую возглавляет министр юстиции, и только потом их кандидатуры отправляют в совет прокуроров. Кроме того, Сырбу считает неконституционной обновленную процедуру отставки генпрокурора. Он отметил, что, согласно поправкам, по инициативе президента или министра юстиции могут создать специальную комиссию, которая вправе отправить генпрокурора в отставку. По мнению Сырбу, все эти поправки нарушают независимость генпрокурора. Также Сырбу отметил, что считает незаконным назначение Думитру Робу и.о. генпрокурора, и то, что парламент отменил результаты конкурса на пост генпрокурора, который летом прошлого проводил Высший совет прокуроров.

«Если бы генпрокурора назначили по итогам конкурса, который проводил только Высший совет прокуроров, без вмешательства правительства, тогда баланс был бы соблюден», — сказал Сырбу.

Представитель парламента Раду Раду, объясняя поправки к закону, отметил, что «Конституция не может все предусмотреть». Он подчеркнул, что поправки не нарушают независимость прокуратуры, а, напротив, создали дополнительный фильтр для выбора кандидатов.

Судья Николай Рошка спросил у Раду, может ли что-то измениться, если назначение Робу отменят. В свою очередь Раду отметил, что Робу уже не занимает должность и.о. генпрокурора, и поэтому ничего не изменится. В свою очередь Сырбу отметил, что на посту и.о. генпрокурора Робу добился того, чтобы нескольких депутатов лишили иммунитета. Он отметил, что решение Робу до сих пор имеет юридическую силу.

Представитель правительства Дорин Лишман отметил, что точка зрения правительства совпадает с точкой зрения парламента. «То, что часть авторов обращения отозвали свои подписи, говорит о том, что генпрокурора назначили правильно», — отметил Лишман.

«Почему вы говорили, что авторы ходатайства хотели оспорить конкурс на пост генпрокурора?», — поинтересовался Сырбу.  Лишман ответил, что говорил об «общей ситуации».

В итоге судьи постановили, что конкурс на пост генпрокурора прошел с нарушением Конституции. Однако это не отменяет назначение генпрокурора. В частности, судьи КС отметили, что следующего генпрокурора назначат другим способом.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: