«Резкое накачивание военного потенциала» Молдовы и ее сотрудничество с Западом в военной сфере вызывает обеспокоенность у России. Об этом в интервью РИА Новости 6 сентября рассказал заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко.
Руденко отметил, что российские власти и ранее выражали обеспокоенность «активным вовлечением Молдовы в плотное сотрудничество с евроатлантическими структурами в военной и военно-технической сферах».
В частности, речь идет о выделении Молдове финансирования на поставку вооружения нелетального действия.
«Выделение по линии ЕС практически равного годовому военному бюджету страны объема помощи на покрытие расходов, связанных с предоставлением нелетальной военной техники, в том числе мобильных платформ и дронов, вызывает серьезные вопросы относительно истинных целей такой политики, особенно на фоне откровенно враждебной линии Брюсселя в отношении России. Безусловно, обеспечение собственной безопасности является внутренним делом каждого государства. Однако представляется сомнительным, что ее укреплению будет способствовать резкое накачивание военного потенциала республики, официально декларирующей свой нейтральный статус», — сказал Руденко.
***
30 июня Европейский совет утвердил выделение Молдове €40 млн на поддержку вооруженных сил. Деньги пойдут на закупку оборудования и обучение молдавской армии. В Совете подчеркнули, что эта сумма дополнит одобренную в декабре 2021 года помощь на €7 млн, выделенную на развитие военной медицинской службы и инженерного батальона.
Госсекретарь министерства обороны Валериу Мижа уточнил, что на первом этапе минобороны планирует сменить бронетранспортеры TAB, которые уже устарели и обслуживание которых дорого обходится. В то же время Молдова будет инвестировать в систему логистики, киберзащиту, беспилотники и средства связи.
При этом власти Молдовы неоднократно заявляли, что намерены модернизировать, а не вооружить армию. «Риски не в Кишиневе. Не Кишинев атаковал соседнюю страну, а Москва. И в ситуации, когда такое происходит в Украине, естественно, что мы задаемся вопросом, как можем себя защитить», — отметила президент Майя Санду 31 августа.