Два года полномасштабной войны в Украине не могли не отразиться на молдавской политике: и внутренней, и внешней. Новая региональная ситуация повлияла на приоритеты властей и затронула многие сферы жизни, включая церковную. NM рассказывает о 5 изменениях в молдавской политике, вызванных войной.
1. Молдова больше не «мост»
До начала полномасштабной войны в Украине многие молдавские политики говорили о возможности эффективного сотрудничества и с Евросоюзом, и с Россией. Нынешний президент Майя Санду в своей предвыборной программе на выборах 2020 года указала, что «будет прилагать усилия для улучшения отношений с Россией в интересах граждан Молдовы». Но после российского вторжения в Украину отношения Молдовы с Россией практически сошли на нет. Кишинев осудил действия Москвы, и через неделю после начала войны, 3 марта 2022 года, Майя Санду подписала заявление Молдовы о вступлении в ЕС.
В июне 2022 года Молдова получила статус кандидата на членство в ЕС, а в конце 2023 года, на саммите ЕС, лидеры стран Европейского союза проголосовали за начало переговоров о вступлении Молдовы в ЕС. В 2023 году в Кишиневе по инициативе Санду прошло национальное собрание «Европейская Молдова». Тогда президент призвала всех сторонников евроинтеграции выйти на площадь. А 1 июня 2023 года в замке MIMI прошел саммит Европейского политического сообщества.
Проукраинская и проевропейская политика молдавских властей вызвала недовольство Кремля. Представитель МИД России Мария Захарова неоднократно выступала с критикой молдавских властей, а в августе 2023 года заявила, что Молдова превращается в «придаток киевского режима»
Тем временем парламент Молдовы одно за другим денонсировал соглашения, заключенные в рамках Содружества независимых государств (СНГ). А вице-спикер парламента и экс-глава парламентской комиссии по вопросам международных отношений и евроинтеграции Дойна Герман заявила, что к концу 2024 года Молдова полностью покинет содружество. Оппозиция раскритиковала власти за денонсацию соглашений, но, как заверила Герман, это не приведет к серьезным последствиям, так как можно заключать двусторонние соглашения со странами-членами СНГ, а большинство многосторонних соглашений были нефункциональны.
В то же время эксперты считают, что пока рано говорить, что европейская интеграция Молдовы стала необратимой. Для этого необходима «общая консолидация общества», которой сейчас нет. По словам эксперта WatchDog Андрея Курэрару, в Молдове есть часть общества, которая негативно воспринимают идею евроинтеграции, и с этими людьми активно работает беглый олигарх Илан Шор.
«Есть тенденция того, чтобы европейская интеграция стала „данностью“, но для этого простые люди должны ощутить реальные плюсы от переговоров с Европейским союзом», — сказал эксперт. При этом Курэрару добавил, что нет предпосылок возобновления прагматичных отношений с Россией, так как «любые комплиментарные отношения Молдовы с Кремлем будут „суицидальными“ для Кишинева».
Политический аналитик Дионис Ченуша считает, что «необратимость» европейского курса Молдовы будет зависеть от качества реформ. При этом он не исключает возможности превращения процесса евроинтеграции в «олигархизацию под европейским флагом».
Согласно опросам «Барометра общественного мнения» (БОМ), в Молдове действительно нет «массовой поддержки» евроинтеграции. По данным на август 2023 года, на референдуме о вступлении в ЕС за вступление проголосовали бы 49,7% респондентов (против — 32,8%). В 2022 году цифра поддержки была выше — 50,9%
2. Нейтралитет больше не защищает
После вторжения России в Украину пророссийские партии в Молдове предпочли молчание. Первые несколько недель они не высказывали свою позицию, а затем стали педалировать тему нейтралитета.
Согласно 11 статьи Конституции, Молдова соблюдает нейтралитет. Этот статус подразумевает невступление в военно-политические блоки и неразмещение на своей территории вооруженных сил других государств.
После начала войны в Украине Партия социалистов (ПСРМ) зарегистрировала в парламенте законопроект «О постоянном нейтралитете». Партия власти «Действие и солидарность» (PAS) отказалась поддержать проект, сославшись на то, что нейтральный статус Молдовы и так прописан в Конституции.
Подобный законопроект не был новшеством социалистов. Более ранний его вариант разработали коммунисты. Законопроект вносили в повестку дня в 2013 и 2015 годах, а в 2020 году социалисты и демократы этот проект отозвали.
В редакции 2022 года социалисты решили «обойти Приднестровье», указав, что положения закона не должны распространяться на Левый берег, пока не будет урегулирован приднестровский конфликт.
На территории непризнанной ПМР, напомним, размещается оперативная группа российских войск. Власти Молдовы неоднократно призывали Россию вывести войска, чтобы на деле обеспечить молдавский нейтралитет, а не только в громких заявлениях и призывах. Тем времени власти и эксперты стали задумываться, насколько нейтральный статус реально защищает Молдову.
В начале 2023 года в интервью Politico Майя Санду сказала, что «идет серьезная дискуссия о том, насколько Молдова способна себя защитить. «И если в какой-то момент мы как нация придем к выводу, что нам нужно изменить нейтральный статус, это должно произойти демократическим путем», — добавила президент.
В начале 2024 года на Мюнхенской конференции по безопасности министр обороны Молдовы Анатолий Носатый заявил, что нейтральный статус не в состоянии защитить Молдову от российской агрессии, «как не защитил Украину, потому что Российская Федерация полностью игнорирует эту концепцию и статус».
Однако, по словам экспертов, пока преждевременно говорить о вступлении Молдовы в НАТО. Хотя, как отметил Андрей Курэрару, «некоторые проевропейские партии не отделяют европейскую интеграцию от вступления в НАТО, как, например, CUB (коалиция за единство и благосостояние)».
Но в Молдове, по мнению эксперта, достаточно консервативное общество, поэтому оно пока противится изменению нейтрального статуса: «Большинство верит в „магическое“ слово нейтралитет, будто, если мы будем нейтральными и не будем помогать Украине, нас эта война не коснется, хотя это далеко от реальности. Нейтралитет по факту никак не защищает. Но такими аргументами в пользу нейтралитета пользуются оппозиционные политики, например, социалисты или бывший башкан Гагаузии Ирина Влах. Она даже предложила провести референдум об изменении нейтрального статуса, чтобы «граждане смогли открыто сказать, они за или против этого».
Согласно опросу БОМ, поддержка идеи вступления Молдовы в НАТО весьма низкая, хотя и немного выросла за год. На возможном референдуме о вступлении Молдовы в НАТО в 2022 году готовы были проголосовать «за» 22,4% респондентов, а в 2023 — 26,5%.
При этом, согласно данным на 2022 год, более 40% респондентов считают, что нейтралитет может нас защитить. В то же время столько же придерживаются противоположного мнения.
Дионис Ченуша считает, что вступление Молдовы в НАТО может стать частью послевоенных мер обеспечения безопасности Украины. «Любое изменение нейтрального статуса Молдовы будет продиктовано двумя факторами: урегулированием приднестровского конфликта и балансом сил между Западом и Россией после окончания российской агрессии против Украины», — отметил эксперт.
Андрей Курэрару, в свою очередь, считает, что возможность вступления в НАТО будут обсуждать, после того как в этом направлении продвинется Украина: «Когда наши соседи будут странами НАТО или кандидатами на членство в НАТО, тогда этот вопрос станет острее».
3. Армия стала приоритетом
Война в соседнем государстве заставила руководство Молдовы задуматься о собственной безопасности не только с точки зрения политики, но и с точки зрения обороны.
В октябре 2022 года три российские ракеты нарушили молдавское воздушное пространство. Они пролетели над Рыбницким, Сорокским и Флорештским районами. По данным минобороны, ракеты запустили с наземных или морских платформ в западной части Крымского полуострова.
Позднее министр обороны Молдовы Анатолий Носатый заявил, что в мае российская ракета уже пролетала над приднестровским регионом Молдовы.
Через пару недель после октябрьского инцидента осколки ракеты упали в северной части села Наславча Окницкого района. В тот день Россия нанесла очередную серию ударов по энергосистеме Украины. Атаковали, в том числе, Днестровскую ГЭС-1, которая находится в 10 км от Молдовы. От падения осколков никто не пострадал, однако в ближайших домах выбило оконные стекла. Затем осколки еще одной ракеты упали возле Бричан.
В 2023 году осколки ракет находили у сел Ларга, Кицканы, Фарладяны и Гыска. 11 февраля 2024 года на юге Молдовы, в Вулканештах, упали обломки дрона типа Shahed.
Для защиты воздушного пространства Франция в конце прошлого года передала Молдове радар, стоимость которого оценивают в €14 млн. Но этот радар, по информации властей, может отслеживать только объекты, которые находятся на высоте 2 тыс. метров и выше. Дрон типа Shahed радар обнаружить не мог.
Чтобы наблюдать за всем воздушным пространством и обнаруживать разные типы ракет и беспилотники, летающие на разных высотах, нам необходимо несколько миллиардов евро, сказал премьер-министр Дорин Речан. «Но Молдова не может выделить такие деньги, поэтому нам нужно сотрудничать и действовать вместе с нашими друзьями», — добавил Речан.
По его словам, власти работают над тем, чтобы полностью защитить воздушное пространство Молдовы: первый этап — это инструменты обнаружения, второй этап — инструменты поражения ракет и дронов.
Миллиарды на оборону, о которых говорил Речан, в Молдове и правда выделить не могут в силу несоизмеримых доходов бюджета. Но с начала войны в Украине расходы Молдовы на оборону значительно увеличились: в 2021 году они составили 380,9 млн леев, в 2023 году — 498,7 млн леев. В новой Нацстратегии безопасности указано, что в течение десятилетия расходы на армию должны достичь не менее 1% ВВП (то есть примерно 3 млрд леев)
Эксперты отметили, что этого недостаточно для развития оборонного потенциала. Об этом говорил, в частности, бывший генсек министерства обороны Раду Бурдужа на слушаниях, посвященных новой Стратегии национальной безопасности.
Минимальный уровень расходов на оборону в странах НАТО — 2% ВВП. А уровень расходов на оборону, необходимый для нейтрального государства, каким остается Молдова, еще выше, чем для стран Североатлантического альянса.
4. Шантаж газом больше не пройдет
После начала войны в Украине Молдова стала больше беспокоиться о своей энергетической безопасности. Власти страны сконцентрировали усилия на том, чтобы диверсифицировать рынок поставок, а не получать энергоресурсы только от одного поставщика.
В августе 2023 года Майя Санду сказала в интервью CNN, что «за последние годы наша страна добилась значительного прогресса в обеспечении энергетической независимости и больше не зависит от единственного поставщика газа — российского концерна „Газпром“». При этом министр энергетики Виктор Парликов допустил возможность поставок газа из России, но по выгодной цене и без политических требований.
Изменилась и структура внешней торговли Молдовы, отметил Андрей Курэрару. Теперь больше экспорта идет в страны ЕС. К примеру, в 2022 году молдавский экспорт в Евросоюз вырос на 32,3% по сравнению с 2021 годом. В 2023 году экспорт в ЕС продолжил расти.
В структуре молдавского экспорта доля экспорта в ЕС превысила в 2023 году 60%, при этом доля экспорта в страны СНГ составила около 25%. Доля импорта из ЕС — около 50%, из СНГ — около 20%.
5. Русская церковь теряет позиции
Война в Украине повлияла практически на все сферы жизни, не обойдя стороной и церковь. В Молдове есть две православные церкви: молдавская и бессарабская митрополии. Бессарабская митрополия, во главе которой стоит митрополит Петру, находится в юрисдикции Румынской православной церкви. Молдавская православная церковь, которую возглавляет митрополит Владимир, находится в юрисдикции Русской православной церкви (РПЦ).
В 1992 году, после обретения Молдовой независимости, Синод РПЦ объявил Молдавскую православную церковь само—
управляемой частью РПЦ. Согласно томосу (церковный указ — NM), подписанному в 1994 году патриархом Алексием II, МПЦ самостоятельна в церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских делах, но остается при этом в канонической юрисдикции Московского патриархата.
После начала войны в Украине некоторые политики обрушились на Молдавскую митрополию с критикой из-за того, что митрополит Владимир не оборвал связи с РПЦ, продолжал ездить в Москву и получал награды из рук патриарха Кирилла, поддержавшего вторжение в Украину. Некоторые священники не согласились с Владимиром и заявили о своем переходе в Бессарабскую митрополию. За это их Молдавская митрополия лишила сана. Причиной переходов, к слову, было не только нежелание связывать себя с Россией, но и финансовый вопрос: в Бессарабской митрополии священнослужители получают немаленькие зарплаты от правительства Румынии.
В итоге митрополит Владимир написал патриарху Кириллу письмо, которое попало в общественное пространство. В нем Владимир отметил, что Молдавская православная церковь уходит на периферию молдавского общества из-за того, что она ассоциируется с продвижением пророссийских интересов в Молдове.
«Это обусловлено принадлежностью к Московскому патриархату, который, в свою очередь, воспринимается в молдавском обществе, как форпост Кремля и поборник российского вторжения в Украину. Для Православной церкви Молдовы такие ассоциации равносильны исчезновению с религиозной и общественной сцены страны в силу стойкого неприятия нашими согражданами агрессивного вмешательства России как в дела соседнего и дружественного нам государства Украины, так и в наши собственные», — говорилось в письме. Также митрополит написал о финансовых сложностях, с которыми сталкивается Молдавская митрополия.
Но после письма каких-то радикальных изменений не произошло. Ответ РПЦ, если и был, не стал достоянием гласности, тем временем некоторые священнослужители продолжили переходить из Молдавской митрополии в Бессарабскую.
Ситуация вокруг церкви не обошли стороной политики. Спикер парламента Игорь Гросу в 2023 году встречался с главой Румынской православной церкви патриархом Даниилом. Последний призвал спикера к равному отношению к Бессарабской митрополии, чтобы ее клирикам, как и служителям Молдавской митрополии, разрешили оказывать религиозную помощь в армии, тюрьмах и больницах, а также приглашали на официальные мероприятия. Сам Гросу называл письмо митрополита Владимира сильным поступком, продиктованным «позицией прихожан»
Церковные баталии не могли не отразиться и на рейтинге доверия к церкви, которой в Молдове традиционно доверяют больше, чем парламенту, правительству и другим институтам. Согласно БОМ, за два года уровень доверия к церкви упал на 14,6%: с 72,6% в 2021 году, до 58% в 2023
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!