Хроники коронавируса
За последние сутки в Молдове провели 2465 тестов и выявили 479 новых случаев COVID. Общее число заболевших увеличилось до 42 183 человека. Из них 30 437 выздоровели, 1114 умерли (+9 за сутки). Продолжают лечение в больницах и дома более 10,6 тыс. пациентов, их которых 557 в тяжелом состоянии, 32 подключены к аппаратам ИВЛ.
Генинспекторат полиции сообщил, что в больнице Бельц скончался 36-летний сотрудник полиции Бричан, заразившийся коронавирусом. За время пандемии от ковида скончались четыре полицейских.
В Молдове до 30 сентября продлили режим чрезвычайного положения в здравоохранении, но отменили запрет на проведение свадеб и крестин с участием не более 50 человек и соблюдением мер борьбы с распространением коронавируса. Ага, как же.
Минпросвет и маски
Почти сразу после начала учебного года в соцсетях начали появляться посты родителей о том, что их заставляют за собственные деньги покупать антисептики. Учителя, в свою очередь, публично жалуются на то, что только на одноразовые маски они вынуждены тратить по 100-150 леев в неделю. В минпросвете NM сообщили, что дезинфектантов закупили достаточно, в том числе для кабинетов, а вот масками учителей должны обеспечить школы.
При этом министр образования Игорь Шаров раскритиковал «высшее руководство страны», в частности президента Игоря Додона, посетившего одну из школ Дрокиевского района, за отсутствие маски . На своей странице в Facebook Шаров отметил, что «входить в школу без маски и пожимать руку пожилым людям — нарушение правил, установленных чрезвычайной комиссией общественного здоровья». «Двойные стандарты, применяемые некоторыми представителями власти Республики Молдова, подрывают принципы демократического государства…», — написал министр.
Приговор Ботнарю
Во время передачи «Президент отвечает» Игоря Додона попросили прокомментировать приговор против экс-главы СИБа Василия Ботнаря, отделавшегося штрафом за незаконную экстрадицию турецких учителей. Президент заявил, что не вмешивается в систему правосудия, и поэтому не может комментировать приговор, вынесенный Ботнарю, но считает правильным, что суд обязал экс-главу СИБа выплатить деньги, которые правительство должно было возместить семьям экстрадированных учителей.
NM, однако, решил напомнить, как президент (не) вмешивался в юстицию по другим делам, и реагировал ли он на «отсутствие ясности» в приговоре.
Кстати, глава минюста Фадей Нагачевский уверен, что в деле Ботнаря не поставлена точка, а ведомство «будет оценивать дело о высылке турецких учителей через призму Конвенции о правах человека». В свою очередь Галина Туфекчи —жена одного из незаконно высланных турецких учителей Фередуна Туфекчи — пытается добиться пересмотра дела против экс-главы СИБа. Адвокаты Promo-LEX уже зарегистрировали апелляционную жалобу в суде Буюкан.
Плахотнюк и металл
Наши коллеги из RISE Moldova получили доступ к сотням документам и счетам экс-лидера Демпартии Владимира Плахотнюка. Они узнали, как Плахотнюк зарабатывал на Metalferos, кому покупал дома, чьих детей учил в Оксфорде и как на полученные средства готовился к эмиграции. NM рассказывает главное, что стало известно из серии расследований RISE Moldova.
Между тем компанию Плахотнюка оштрафовали на 1,85 млн леев. За что и при чем тут наше издание, читайте в материале NM.
Голодовка Хоржана
Тревожные новости приходят из Приднестровья. Лидер приднестровской компартии и экс-депутат Верховного совета Приднестровья Олег Хоржан, отбывающий в Приднестровье четырехлетний срок по обвинению в «насильственных действиях в отношении представителя власти», уже больше двух недель не может передвигаться самостоятельно и находится на грани смерти из-за длительной голодовки, которую он держит почти 40 дней. Несмотря на критическое состояние здоровья, администрация тюрьмы продолжает отказывать ему в специализированной медицинской помощи и требует прекратить голодовку.
Секс и политика
Последние 10 лет многие предвыборные кампании в Молдове не обходились без скандалов с сексуальным подтекстом. Интимными фото и видео пытались уничтожить конкурентов, заставить замолчать правозащитников и даже решить международные конфликты. В канун очередной предвыборной кампании NM решил разобраться: почему эти инструменты до сих пор работают, как снятые скрытой камерой видео стали частью молдавской политической культуры и можно ли вообще с этим бороться. Об этом — в новом видео.