В Молдове пенсионеры — социальные «невидимки», живущие на периферии общественной жизни, и вместе с тем один из самых активных сегментов электората. На что они живут сегодня? Почему им стало еще сложнее удержаться на работе? Почему о них вспоминают только перед выборами? Они — это пятая часть населения Молдовы. К Международному дню пожилых людей мы собрали материалы NM о том, каково сегодня стареть в Молдове.
Вышел на пенсию — освободи место?
Больше 20% пенсионеров по возрасту в Молдове продолжают работать. Но им все труднее удержаться на службе. С 2017 года в Молдове сотрудника можно уволить только за то, что он пенсионер по возрасту и получает пенсию. Одни говорили, что надо дать молодежи больше шансов на трудоустройство. Другие — что пенсионеров дискриминируют.
NM решил представить позиции сторонников и противников работающих пенсионеров в виде заочного батла, чтобы посмотреть, оправдали ли себя нововведения.
Читайте подробней: Старикам тут не место. Комикс NM на основе реальных событий
Достойная жизнь на пенсию — это реально?
В Молдове до сих пор не сложилось общее понимание, что такое «жить достойно». NM разбирался, как исследователи, экономисты и обычные граждане, включая пенсионеров, представляют себе «достойный уровень жизни».
В материале — история пенсионера из Флорешт, который живет с сыном с ограниченными возможностями. Цитата: «Моя пенсия — чуть больше 2000 леев со всеми последними индексациями. Это считается даже немало по сравнению со многими моими знакомыми. Никаких других денег от государства я никогда не получал, и, честно говоря, совершенно смирился с этой мыслью».
Читайте подробнее: Достойно жить в Молдове. Это как? И сколько это стоит?
Минимальная пенсия в Молдове, кстати, — 1079,3 леев. Она покрывает прожиточный минимум для пенсионеров по возрасту только на 63,2%. А средняя — 1952,56 леев — превышает его всего на пару сотен леев. Кто вообще придумывает и высчитывает этот «прожиточный минимум», как этот показатель влияет на формирование пенсионной системы и как на эти деньги предполагается «прожить»? NM изучил, как эта «статистическая формальность» определяет уровень жизни сегодняшних пенсионеров.
Читайте подробнее: (Не)прожиточный минимум. Как в Молдове предлагают прожить на 1891 леев в месяц
Пожилые люди на периферии пандемии
Коронавирус уже повлиял и продолжает влиять на жизнь каждого жителя Молдовы. Это уникальная ситуация, в которой под ударом оказались все. Каждый вырабатывает собственную «стратегию выживания». Причем для определенной части общества речь идет о выживании без кавычек. Пенсионеры — наиболее уязвимая для коронавируса часть общества. Но они же — дальше всех от онлайн-доставок продуктов, Zoom-конференций и йоги в Instagram. В колонке корреспондента NM Марины Шупак — о том, как поколение офлайн оказалось на периферии борьбы с пандемией и почему именно сейчас самое время вспомнить, что 21,8% населения Молдовы — это люди старше 60 лет.
Читайте подробнее: Поколение офлайн. Марина Шупак о жертвах коронавируса, чей голос вы не услышите в Facebook
Пожилые люди не только по естественным причинам оказались в пандемию под ударом. В начале июля в кассах соцстрахования выстроились огромные очереди пенсионеров, которые получили право на перерасчет пенсий. Они часами ждали своей очереди на улице, под палящим солнцем, забывая о масках и социальной дистанции. Национальная касса соцстрахования все-таки продлила сроки подачи заявлений, а вот подать заявление онлайн (при помощи родственников, например) так и не дала возможности. NM разбирался, почему диджитализация не дошла до стариков, и зачем пенсионеры рискуют собой.
Читайте подробнее: Очередью — по пенсионерам. Как перерасчет пенсий в эпидемию превратился в «геноцид»
Пенсионеры — «обуза» или политический капитал?
С приближением выборов все чаще в публичном пространстве возникает вопрос о пенсиях. А обещания и расчеты политиков становятся все менее реалистичными. Недавно правительство объявило повторную индексацию пенсий — на 1%. Оппозиция назвала это «популизмом» и «издевательством». А премьер-министр Ион Кику насчитал общую 10-процентную индексацию пенсий за год. При этом предыдущее апрельское повышение составляло 4,8%. NM вместе с экспертами разбирался, что не так с подсчетами Кику, и почему систему индексации пенсий не спасают даже «предвыборные подарки».
Читайте подробнее: С пенсией на выборы. Как у Иона Кику из 4,8% + 1% получилось 10%
В канун выборов к пенсионерам все чаще приходят с «подарками». Как и в крупные праздники, в соцсетях появляются фотоотчеты таких благотворительных акций. Корреспондент NM Марина Шупак в видеоколонке рассказывает, почему, помогая бедным, камеру лучше оставить дома.
Пока одни сколачивают из пенсионеров свой политический капитал, другие злятся, что пожилые люди «голосуют за левых», и намекают, что право голоса им вообще ни к чему. Корреспондент NM Надежда Копту написала о том, как пожилых людей в Молдове пытаются исключить из всех сфер жизни и сделать невидимыми. И о том, что это говорит о каждом из нас.
Читайте подробнее: Дедушка, ты не обуза. Надежда Копту о «70-80-летних идиотах», которых не стоит пускать на выборы