Вопрос водительских удостоверений для жителей Приднестровья в очередной раз всплыл в публичном пространстве после недавней «встречи» главных переговорщиков от Кишинева и Тирасполя в онлайн режиме 30 июля. За прошедшие дни этот вопрос оброс старыми и новыми мифами, которые я, как человек причастный, не могу оставить без внимания. Тем более, что вся эта мифология и связанные с ней манипуляции активно подпитывает одна сторона в переговорах и никак не опровергает другая.
Краткая история вопроса
24 апреля 2018 года Кишинев и Тирасполь подписали Протокольное решение, являющееся частью пакета «Берлин+», которое позволило автовладельцам из Приднестровья перерегистрировать свои автомобили в специально созданных в Тирасполе и Рыбнице пунктах регистрации транспортных средств (ПРТС), получив легальный молдавский техпаспорт и регистрационные номера «нейтрального образца».
В сентябре 2018 года этот механизм заработал. Через несколько недель стало известно, что Пограничная полиция Молдовы не пропускает через границу автовладельцев с приднестровскими водительскими правами.
Мифология
Миф первый и второй взаимоcвязаны несмотря на то, что они противоречат друг другу. Итак, представители Приднестровья говорят, что водительское удостоверение международно признанного образца (то есть в этом случае молдавское) не было условием реализации договоренности от 24 апреля 2018 года. А, следовательно, Пограничная полиция Молдовы должна принимать приднестровские права. В то же время Тирасполь утверждает, что нахождение решения по некоему «нейтральному водительскому удостоверению» является обязательством Молдовы в рамках пакета «Берлин+».
На самом деле Протокольное решение 2018 года относится лишь к автомобилям и регулирует механизм выдачи легальных документов, необходимых для того, чтобы автомобили могли пересекать границу, но никак не их водители. Я принимаю аргумент, на который мне часто приходилось отвечать на переговорах: «машина не ездит без водителя». Но при этом уточняю, что каждый пересекает границу на основании своих документов: водитель — паспорта и водительского удостоверения, а автомобиль — техпаспорта и номерных знаков.
На переговорах стороны договорились допустить в международное движение автомобили, а о водителях речь действительно не шла. Поэтому вопрос водительских прав не был и не мог быть частью пакета «Берлин+».
Продолжение истории
Мы понимаем, что тысячи жителей региона, готовые перерегистрировать свои машины по закону, и те, кто это уже сделал, действительно не могут поехать за границу из-за отсутствия действительных водительских удостоверений лишь по той причине, что их угораздило родиться и жить в Приднестровье. Поэтому еще осенью 2019 года мы предложили согласовать механизм замены прав (приднестровских на молдавские) непосредственно в ПРТС, по принципу «единого окна». Тирасполь согласился работать в этом направлении, но дальше согласия дело не пошло. Начались оговорки и отговорки. Их целью было ввязать нас в бесперспективный переговорный процесс, по итогам которого вынудить Кишинев «признать» в той или иной форме приднестровские права.
Тем не менее, понимая, что нельзя делать наших соотечественников из Приднестровья заложниками переговоров с неясной перспективой и политических амбиций, которые в переговорах проявляются особенно четко, правительство решило предоставить жителям региона простой и доступный механизм замены водительских прав. Тут необходимо отметить, что такой механизм существовал несколько лет, но воспользоваться им могли лишь жители Приднестровья с молдавскими паспортами. Что, видимо, и породило
Миф третий
Жители Приднестровья с украинскими и российскими паспортами не могут воспользоваться механизмом упрощенной (то есть без сдачи экзамена) замены прав. Об этом сообщили и на этой неделе, но это уже ложь. Как я писал выше, понимая ответственность за наших соотечественников в Приднестровье (А что такое житель региона с российским или украинским паспортом? Чаще всего это человек там родившийся и по закону Республики Молдова являющийся гражданином Молдовы по праву рождения), мы проработали этот вопрос. И 11 марта 2020 года правительство Молдовы приняло постановление № 162 «о внесении изменений в Положение о водительском удостоверении, организации и проведении экзамена на получение водительского удостоверения и условиях допуска к дорожному движению, утвержденное Постановлением Правительства № 1452/2007».
Новое положение, вступившее в силу 13 мая 2020 года, уже позволяет жителям региона, обладающим другим гражданством, при условии их постоянного проживания на законных основаниях поменять приднестровские права на молдавские по упрощенной процедуре, без сдачи экзаменов.
Должен признать, однако, что по факту механизм этот еще не заработал, но Кишинев здесь ни при чем.
В условиях, когда руководство Приднестровья наглухо закрыло регион, никого не впуская и никого не выпуская, понятно, что тираспольчане и бендерчане не могут приехать в Варницу, для чего надо буквально переехать через дорогу, так как их не пускают приднестровские власти. А это является еще большей, но совершенной иной проблемой.
На этом вопрос, собственно, исчерпан. Проблемы нет, жаловаться не на что (кроме закрытия Приднестровья). И если и вести о чем-то переговоры, то лишь о том, как для большего удобства граждан сделать эту услугу доступной в ПРТС в Тирасполе и Рыбнице, о чем часто говорит Тирасполь.
Автор: Экс-вице-премьер по реинтеграции Александр Фленкя
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.