Высший совет прокуроров собрался на экстренное заседание 5 октября. В повестке один вопрос — жалоба депутата от PAS Лилиана Карпа на генпрокурора Александра Стояногло. Отметим, жалоба касается и событий 2012 года, когда Стояногло был депутатом парламента, и его деятельности на посту генпрокурора. Министр юстиции Сергей Литвиненко и Лилиан Карп предложили выбрать прокурора, который начнет уголовный процесс против Стояногло.
Карп обратился в Совет 30 сентября и потребовал проверить «беззакония», допущенные Стояногло. По его словам, будучи в 2012 году депутатом парламента, Стояногло внес в закон «О борьбе с отмыванием денег» фразу, которая позволила отмыть через молдавскую банковскую систему деньги по схеме «Ландромат». На сайте Совета указано, что докладчиками по этому вопросу выступили сразу пять членов Совета: министр юстиции Сергей Литвиненко, Народный адвокат Наталья Молошаг, и.о. главы Высшего совета магистратуры (ВСМ) Дорел Мустяце и представители гражданского общества Светлана Балмуш и Лилия Потынг.
(ОБНОВЛЕНО 10:10) Председатель Совета прокуроров Анжела Мотузок попросила и.о. главы ВСМ Дорела Мустяцэ предъявить документы, которые подтверждают, что он временно возглавляет Высший совет магистратуры. Мотузок пояснила, что за последние два года в ВСМ сменилось несколько временных председателей. Мустяцэ же ответил, что у него нет таких документов.
(ОБНОВЛЕНО 10:30) После получасового обсуждения члены Совета позволили Мустяцэ остаться на заседании. Члены Совета перешли к рассмотрению жалобы Карпа. Сам депутат на заседание не пришел.
(ОБНОВЛЕНО 10:36) По словам Литвиненко, Карп обвинил Стояногло не только в том, что он был автором поправок, но и бенефициаром нескольких транзакций.
Карп сослался на расследование, опубликованное в одном из украинских СМИ в апреле 2021 года. Напомним, в тексте речь идет о том, что Вячеслав Платон заплатил Стояногло за свое освобождение $5,5 млн. Это «расследование» журналисты построили вокруг истории, получившей огласку 6 января 2021 года. Тогда отстраненный от руководства Антикоррупционной прокуратурой Виорел Морарь заявил, что Платон переоформил на жену генпрокурора две компании, которым принадлежали акции Moldindconbank (MICB).
Подробнее об украинском расследовании можно почитать в тексте: «Нас атакуют те, кто служил захваченному государству». Генпрокуратура об «организации Плахотнюк», «группировке Шор» и псевдо-журналистских расследованиях
(ОБНОВЛЕНО 10:44) Кроме того, Литвиненко сообщил, что Карп считает незаконным то, что прокуроры отказались от обвинений в адрес Вячеслава Платона.
Кроме претензий к законности освобождения Платона, Карп утверждает, что это решение нанесло ущерб бюджету, потому, что Платону должны вернуть деньги, арестованные по этому уголовному делу.
(ОБНОВЛЕНО 10:49) Четвертая претензия Карпа заключается в том, что Генпрокуратура выплатила пособие по увольнению экс-главе PCCOCS Николаю Китороаге, хотя тот находился под следствием и, по словам депутата, не мог претендовать на эти деньги.
(ОБНОВЛЕНО 11:11) После 20-минутного перерыва на заседание Совета пришел Лилиан Карп. Он принес дополнительные документы, которые передал членам Совета. Литвиненко и Карп предложили назначить прокурора, который начнет против Стояногло уголовный процесс. В заседании снова объявили перерыв на 20 минут, чтобы изучить документы Карпа.
(ОБНОВЛЕНО 11:51) Заседание возобновили.
(ОБНОВЛЕНО 12:09) Прокурор Инга Фуртунэ несколько раз попросила Лилиана Карпа объяснить представил ли он объективные факты, или это его личные суждения на основании информации полученной из публичного пространства. Карп ответил, что это должен проверить прокурор, которого назначит Совет. «Вы сейчас выступаете, как адвокат Стояногло?», — спросил Карп,обращаясь к Фуртунэ. Другой член Совета Лилия Марджиняну отметила, что Карп не объяснил, почему в первом пункте жалобы речь идет о поправках, которые разработали несколько депутатов, но Карп требует привлечь только одного из них.
(ОБНОВЛЕНО 12:20) Председатель Совета Анжела Мотузок предложила пригласить на заседание Александра Стояногло, чтобы он высказался. Сергей Литвиненко отметил, что «не видит в этом необходимости». Новый член Совета Светлана Балмуш также отметила, что в заслушивании генпрокурора нет необходимости. В свою очередь, Дорел Мустяцэ предложил обсудить в закрытом режиме стоит ли пригласить Стояногло. Наталья Молошаг также выступила против приглашения Стояногло. Они с Литвиненко отметили, что нет никаких законных мер, которые предусматривают приглашение Стояногло. В свою очередь, Фуртунэ отметила, что речь идет об административном вопросе и его присутствие обязательно.
(ОБНОВЛЕНО 12:28) За приглашение Стояногло проголосовали четверо членов Совета. Этих голосов не хватило, чтобы его пригласить.
(ОБНОВЛЕНО 12:36) Стояногло пришел на заседание Высшего совета прокуроров. Литвиненко возмутился, что он пришел на заседание без приглашения. Стояногло отметил, что из слов Литвиненко ему «ясно, что он не знает законов». Литвиненко же объявил его в публичном давлении на членов Совета.
(ОБНОВЛЕНО 12:40) Обсуждение проходило на повышенных тонах. В итоге, Стояногло вышел из зала заседаний со словами «извините».
(ОБНОВЛЕНО 12:42) Члены Совета из числа прокуроров настаивали, что Стояногло может присутствовать на заседании, как и Карп, которого не приглашали на заседание. Светлана Балмуш также отметила, что Стояногло «пытался надавить публично» на членов Совета. Литвиненко обвинил членов Совета в том, что они «боятся Стояногло».
(ОБНОВЛЕНО 12:46) Совет рассматривает письменный запрос Стояногло о том, чтобы его заслушали. Затем члены ВСМ молча прочитали документы, которые Стояногло передал им через сотрудников аппарата Высшего совета прокуроров.
(ОБНОВЛЕНО 12:54) Анжела Мотузок отметила, что первый вопрос из жалобы Лилиана Карпа Совет уже рассмотрел в жалобе экс-депутата Инге Григориу. Мотузок отметила, что Григориу уже оспаривает в суде отказ Совета проверить Стояногло.
(ОБНОВЛЕНО 14:06) Председатель Совета Анжела Мотузок сообщила, что для проверки Стояногло назначили прокурора Антикоррупционной прокуратуры Виктора Фуртунэ. Он должен проверить «предполагаемые беззакония, которые совершил» Стояногло. Мотузок сообщила, что есть особые мнения членов Совета, которые не согласны с решением. Также она сообщила, что это решение можно обжаловать в суде.
Отметим, на брифинге 4 октября Стояногло заявил, что никакого отношения к «Ландромату» не имеет. Он утверждает, что «мозговым центром» распространения информации о его причастности к «Ландромату» была экс-глава аппарата генпрокурора Эдуарда Харунжена Оксана Цуркан. По словам Стояногло, после того как он уволил ее за финансовые нарушения, она стала работать юридическим консультантом парламентской фракции партии «Платформа Достоинство и правда». Также Цуркан была консультантом парламентской спецкомиссии «по Ландромату», председатель которой, депутат от DA Инга Григориу тоже утверждала, что за поправками к закону стоит Стояногло.
***
Напомним, благодаря принятым поправкам к закону «О прокуратуре», генпрокурора можно отправить в отставку двумя способами: проверить его работу и признать ее неудовлетворительной или привлечь его к дисциплинарной ответственности.
Проверку могут инициировать президент или три члена Высшего совета прокуроров. После этого Совет должен сформировать спецкомиссию из пяти человек, которых предложат президент, минюст, Высший совет прокуроров, Высший совет магистратуры и генпрокурор. При этом у министра юстиции будет возможность выдвинуть своего члена комиссии и участвовать в обсуждении кандидатов, которых предложит Высший совет магистратуры и Высший совет прокуроров (глава минюста по праву должности входит в оба эти совета).
Во время проверки комиссия сможет допрашивать любого прокурора и сотрудника прокуратуры, требовать «от любого человека письменные объяснения». При этом в принятых поправках указано, что «допрос генерального прокурора обязателен». По итогам проверки генпрокурору могут поставить одну из трех оценок: «превосходно», «хорошо» и «неудовлетворительно». Если генпрокурор получит оценку «неудовлетворительно», Совет должен предложить президенту уволить генпрокурора.
Дисциплинарную проверку могут начать и по требованию президента или трех членов Высшего совета прокуроров. Но на этот раз в специальную комиссию войдут сразу два члена Высшего совета прокуроров и один представитель гражданского общества, которого предложит президент. После дисциплинарной проверки генпрокурору могут вынести предупреждение, выговор или уволить. У спецкомиссии при этом будет возможность отклонить требование привлечь генпрокурора к дисциплинарной ответственности. Это решение в течение 10 дней можно будет обжаловать в Высшем совете прокуроров.