В Кишинев 15 мая прибыл первый в истории прямой пассажирский рейс из США. Самолет доставил на родину прямо из Нью-Йорка почти 300 граждан Молдовы. Одна из пассажирок чартера, 16-летняя Марина Кобылянски, рассказала NM, как оказалась запертой в чужом доме в Северной Каролине, как попала на первый же чартер из Нью-Йорка и почему по приезду домой ей пришлось жить отдельно от родителей.
«Первыми в очереди были учащиеся, женщины с детьми и пожилые»
Я участвую в программе обмена учеников FLEX. Училась в 12 классе школы города Сэнфорд, штат Северная Каролина. Жила в доме у местной семьи. Я должна была завершить учебный год и вернуться домой только 16 июня. Одновременно со мной в США были другие 47 школьников из Молдовы, но они жили и учились в других штатах.
13 марта из-за эпидемии коронавируса в США ввели карантин, школу закрыли. Два месяца я училась онлайн из дома.
Знаю, что родственники многих школьников, которые участвовали в программе, хотели сами вернуть детей домой. Но организаторы программы убедили их, что сделают все возможное, чтобы доставить их домой, и что с детьми все в порядке.
В начале мая всем студентам, которые участвовали в программе FLEX, прислали письмо о том, что будет рейс из Нью-Йорка в Кишинев, и что мы все должны на нем полететь. Рейс организовали консульство Молдовы в США и правительства обеих стран.
Если бы у меня был выбор — остаться до окончания программы 16 июня или уехать сейчас, я бы предпочла остаться. Но, в любом случае, мне пришлось бы сидеть дома и не видеть никого из друзей.
Из консульства Молдовы прислали нам анкеты, в которых мы должны были рассказать, кто мы и почему находимся в США. Так в консульстве выбирали, кто должен полететь в Кишинев. Первыми на очереди были учащиеся, женщины с детьми и пожилые. Всего в самолете было около 300 человек.
Билет для пассажиров стоил почти $800, но мы его не покупали. Дорогу нам оплатила программа FLEX.
«В аэропорту Нью-Йорка всех проверяли строго, но очень быстро»
Мои родители очень боялись, что я заболею. Перед полетом они очень просили меня обязательно быть в маске, перчатках, дезинфицировать все вокруг и стараться ничего не трогать.
Город Сэнфорд, в котором я жила, находится в 900 км от Нью-Йорка. Для того, чтобы добраться до аэропорта, мне пришлось лететь сначала в Чикаго, а оттуда в Нью-Джерси. Там всех 48 участников программы FLEX в одном автобусе повезли в аэропорт Нью-Йорка.
Сотрудники аэропорта Нью-Йорка проверяли всех строго, но очень быстро. Мне кажется, это для того, чтобы никто не успел заразиться.
В аэропорту Нью-Йорка перед вылетом было очень много людей. Некоторые пассажиры старались придерживаться правил: соблюдали социальную дистанцию, были в масках, пользовались антисептиками для рук. Но были и те, кто этого всего не делал.
Я тоже пыталась максимально защититься от вируса, но из-за большого количества людей соблюдать дистанцию было сложно. У меня была маска, перчатки, санитайзер и дезинфицирующие салфетки. Стюардессы в полете ни к кому не прикасались. Они были в защитных костюмах, масках и перчатках.
Среди пассажиров рейса было много пожилых людей, которые приехали в США навестить детей. Но была и группа мужчин, которые работали на Аляске. Судя по всему, компания, в которой они работали, забронировала им билеты на это рейс.
Я летела первым трансатлантическим рейсом из Нью-Йорка в Кишинев: полет длился больше восьми часов. Из-за этого в полете мне было немного страшно. Заразиться тоже, если честно, боялась. Никогда не знаешь, где можешь заразиться коронавирусом. И страшно заразить потом других.
«Родители оставляют продукты под дверью и уходят»
Когда я приехала в аэропорт, у нас проверили паспорта, спросили мой молдавский адрес и номер телефона. Попросили сидеть в самоизоляции две недели. Перед тем как позволили взять багаж, измерили температуру.
В аэропорту Кишинева почти никого не было, кроме полиции. Все ожидающие были на улице.
Мы с родителями живем в Чимишлии. Они встретили меня на машине, но отвезли не домой, а в отдельную квартиру. Ее сняли специально, чтобы я смогла самоизолироваться на две недели. Родители оставляют продукты под дверью и уходят.
Теперь буду пытаться освоиться, продолжать онлайн-обучение в школе США и готовиться к продолжению учебы в Молдове.