Убийство в Елизаветовке. Как в деле появилось «особое мнение», и почему судьи попросили защиты ВСМ
6 мин.

Убийство в Елизаветовке. Как в деле появилось «особое мнение», и почему судьи попросили защиты ВСМ

В суде Бельц продолжают пересматривать громкое дело об убийстве в Елизаветовке, обвиняемым по которому проходит карабинер. В прошлом году его приговорили к 17 годам лишения свободы, но благодаря решению Апелляционной палаты Бельц чуть не выпустили на свободу. NM разбирался, что происходит с этим делом, почему карабинер остался в тюрьме, и какое отношение к этому имеют генпрокурор Александр Стояногло и бывший мэр Бельц Ренато Усатый.

Дело об убийстве

Дело об убийстве в Елизаветовке суд Бельц начал пересматривать 13 июля этого года. Следующее заседание должно состояться 28 сентября. Предыдущее, назначенное на 6 сентября, отменили из-за того, что один из судей находился на самоизоляции. Из девяти запланированных заседаний по этому делу, отметим, пять переносили по разным причинам.

Речь в деле идет о событиях 13 января 2020 года. В этот день в селе Елизаветовка (входит в состав муниципия Бельцы) от огнестрельного ранения погиб 23-летний житель села Семен Ботнарь. В него стрелял карабинер из Бельц, которого задержали 14 января. Следствие установило, что он стрелял из личного пистолета «Байкал», на который у него было разрешение. Прокуроры пытаются доказать, что карабинер совершил преднамеренное убийство и требуют для него максимального наказания — 20 лет тюрьмы. Адвокаты настаивают на том, что его надо судить за непреднамеренное убийство (максимальное наказание в этом случае — до трех лет тюрьмы).

Дела против судей

В декабре 2020 года суд Бельц признал карабинера виновным в преднамеренном убийстве и приговорил к 17 годам лишения свободы. Адвокаты семьи погибшего обжаловали приговор в Апелляционной палате (АП), потребовав для карабинера пожизненного заключения. В начале июля 2021 года АП Бельц вернула дело на пересмотр в первую инстанцию. АП не высказалась по существу дела, но пришла к заключению, что при его рассмотрении допустили серьезные процессуальные нарушения.

Речь идет об изменениях в составе судейской коллегии, которая рассматривала это дело. Коллегия состоит из трех судей, но фактически дело об убийстве в Елизаветовки рассматривали четверо судей, один из которых замещал члена коллегии во время его болезни коронавирусом. При этом протоколы нескольких судебных заседаний подписали сразу четверо судей. АП сочла такие «действия судейской коллегии, включая расследование, оценку доказательств и вынесение приговора, незаконными». И отправила дело на пересмотр. То есть приговор не вступил в силу, и карабинера, который находился под предварительным арестом, должны были выпустить на свободу.

Дело получило широкую огласку. После появления информации о том, что карабинера должны выпустить на свободу, жители Елизаветовки устроили акцию протеста.

19 июля генпрокурор Александр Стояногло инициировал дисциплинарные дела против восьми судей, которые рассматривали это дело (в первой инстанции и в АП). Как отметил генпрокурор, допущенные судьями ошибки привели к возможности освобождения карабинера, которого приговорили к 17 годам тюрьмы. Дисциплинарные дела судей должны рассмотреть в Высшем совете магистратуры. Кроме того, Генпрокуратура начала проверку прокуроров, которые вели это дело.

Дело о покушении на убийство

Карабинера должны были освободить из-под стражи 22 июля. Но этого не произошло, так как в этот же день суд приговорил его к пяти месяцам тюрьмы по другому делу. Карабинера признали виновным в покушении на убийство. Это дело передали в суд в марте 2021 года.

Как выяснил NM, речь в нем идет о событиях той же ночи 13 января 2020 года, когда был убит Семен Ботнарь. Потерпевшим по делу проходил его дядя. Согласно его показаниям, когда ему позвонили и сказали, что в его племянника стреляли, он отправился на место преступления, но карабинер не позволил ему подойти к лежащему на земле племяннику. По словам потерпевшего, карабинер угрожал убить его, если он приблизится, и сделал несколько предупредительных выстрелов в его сторону.

Карабинер вину не признал. Он утверждал, что пытался оказать раненому первую помощь, когда приехал его дядя. И пистолет в этот момент, по его словам, был на земле, а не у него в руках, как утверждает потерпевший.

Все свидетели обвинения сообщили, что карабинер совершил три выстрела: один — в Семена Ботнаря и еще два, когда к нему пытался подойти его дядя. Также свидетели сообщили, что слышали, как карабинер сказал: «Не приближайся». В свою очередь свидетели защиты, которыми выступили жена и сестра подсудимого, утверждали, что карабинер никому не угрожал, а когда приехал дядя Семена Ботнаря, его оружие лежало на земле.

По результатам судебных разбирательств судьи пришли к выводу, что карабинер действительно угрожал убийством дяде погибшего Семена Ботнаря. Карабинера приговорили к пяти месяцам тюрьмы, при этом прокуроры просили два года лишения свободы. Сейчас это дело находится в Апелляционной палате Бельц. Первое заседание по нему состоится 13 октября.

Жалоба судей и «особое мнение»

После скандала с возможным освобождением карабинера, приговоренного к 17 годам тюрьмы, суд Бельц 24 августа опубликовал «особое мнение» судьи Андрея Гуцу, который в составе судейской коллегии рассматривал дело об убийстве Семена Ботнаря. Опубликованный документ («особое мнение» судьи) датирован 23 декабря 2020 года, но суд никак не объяснил, почему опубликовал его спустя восемь месяцев.

Как следует из «особого мнения» судьи Гуцу, он не согласился с выводами коллегии о том, что убийство Семена Ботнаря было преднамеренным. Как отметил судья, у преднамеренного убийства есть три составляющие: первая — между решением убить и убийством должно пройти время: вторая — за это время преступник должен спланировать свои действия; третья — преступник должен подготовиться к убийству. Как подчеркнул Гуцу, в убийстве в Елизаветовке этих составляющих не было. «Изучив улики, я пришел к выводу, что убийство было спонтанным. [Подсудимый] не знал жертву […] Между решением убить и убийством был всего миг, за время которого преступник не успел сконцентрировать свои психические силы, чтобы убедиться в том, что у его действий будет результат, которого он ждет», — написал судья. Поэтому, по его мнению, карабинера следует судить за непреднамеренное убийство.

Спустя две недели, 7 сентября, судьи АП Бельц, рассматривавшие дело карабинера, пожаловались в Высший совет магистратуры на экс-мэра Бельц Ренато Усатого. Они попросили, чтобы ВСМ защитил их честь и достоинство.

Речь идет о заявлении Усатого, которое он сделал за два месяца до обращения судей в ВСМ. В прямом эфире в Facebook 7 июля Усатый обвинил судей АП в том, что они «вытерли ноги о семью [убитого] Семена Ботнаря, о жителей Елизаветовки и Бельц, обо всех прокуроров, которые вели это дело, и обо всю страну». Усатый заявил, что карабинера выпустили в результате договоренности с АП Бельц, и пообещал стать «самым большим кошмаром в жизни» этих судей, которых назвал «беспредельщиками». Также Усатый заявил, что «всех, кто освобождает преступников, ждет люстрация», их «посадят, а имущество конфискуют».

 

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: