С 1 марта люди, которые приехали из-за войны в Украине, смогут получить в нашей стране временную защиту. О том, как будет работать эта юридическая норма, NM поговорил с Олегом Палием, директором Правового центра адвокатов.
Что означает временная защита, принятая на прошлой неделе правительством Молдовы в отношении беженцев из Украины?
Это решение правительства касается всех лиц, которые приехали из Украины: самих украинских граждан, лиц без гражданства и граждан третьих стран, которые получили убежище в Украине. А также членов их семей. До постановления правительства их пребывание в Молдове регулировалось через решения Комиссии по ЧС.
Сейчас же права, которые были закреплены в решениях КЧС, собраны в одном документе о предоставлении временной защиты. Это — новый механизм. Он был предусмотрен в законе «Об убежище в Республике Молдова», но будет внедрен в нашей стране впервые — потому что мы впервые столкнулись с таким беспрецедентным миграционным кризисом.
Человек может заполнить заявку, запросить временную защиту в Генеральном инспекторате по миграции (реформированное Бюро по миграции и убежищу — NM) и получить ее сроком на один год. Временную защиту получит не только сам заявитель, но и члены его семьи, если тоже лично подадут заявление. Исключение — несовершеннолетние дети, за них заявление подают родители.
Пока защита действует до 29 февраля 2024 года. Даже если человек подаст на нее в марте или апреле, все равно она будет действительна до 29 февраля следующего года. Постановление предусматривает, что правительство может продлить временную защиту еще минимум на полгода, а в целом — не более чем на два года.
Каковы отличия временной защиты от решений КЧС?
Самое главное отличие — доступ детей из Украины к обучению в Молдове. Речь идет и о школах, и о детских садах. Раньше записывать в молдавскую школу могли только детей украинцев, которые запросили убежище в Молдове. Остальные участвовали в обучении как слушатели. Сейчас отдать ребенка в детсад и школу будет проще, но — в рамках доступных мест в учебных заведениях.
Также для лиц из Украины с временной защитой сохранится право работать на территории Молдовы. Работодатель может заключить с ними контракт на год. Получается, что у людей появилась стабильность, осознание, что целый год они имеют право пребывать в стране, работать, отдать ребенка в школу. А не так, как было раньше: каждые два месяца продлевалось ЧС, и к концу каждого срока люди не знали, что с ними будет, смогут ли они дальше законно находиться в нашей стране.
На убежище в Молдове подавали немногие — около 10% всех людей, которые приехали из Украины и остались в нашей стране. Большинство из них — мужчины. Однако больше половины из поданных заявлений об убежище отозвано, то есть сами просители убежища отказались от своих заявлений.
Что будет с теми людьми, которые получили временную защиту в Молдове, а потом решили переехать в другую страну?
Если человек не находится в Молдове больше 45 дней и не пользуется временной защитой, она перестает действовать. При этом можно выехать из Молдовы на короткий период и затем вернуться — в этом случае временная защита остается действительной.
Сколько людей из Украины сейчас находятся в нашей стране?
Недавно мы встречались с Верховным комиссаром ООН по делам беженцев: по данным ООН, в Молдове сейчас находится порядка 100 тыс. человек из Украины. Молдавские власти говорят о цифре в 88 тыс. Откуда эта разница? Вероятнее всего, причина в том, что молдавские власти относят к беженцам из Украины только тех, кто въехал в нашу страну непосредственно с украинской территории.
Но ведь есть случаи, когда люди из Украины возвращаются в Молдову. Например, человек уехал в Германию или Австрию, даже с гуманитарным рейсом, но вернулся к нам, потому что там язык другой, среда, там почти никто не говорит на русском или украинском. Или по другим причинам.
Есть ли другие причины, по которым беженцы из Украины предпочитают оставаться в Молдове?
Наверное, играет роль то, что дом рядом. Здесь сел в машину и через три часа ты уже в Одессе. Из Германии ты так быстро не сможешь вернуться домой. Первое — это близость дома, конечно. Плюс язык, среда: у многих здесь живут родственники, знакомые, друзья. Старшему поколению сложно адаптироваться в другой языковой и культурной среде.
Типичный беженец из Украины — какой он? Если исходить из вашей практики.
Более 700 тыс. людей приехали из Украины и прошли через территорию Молдовы. Женщины, дети, пожилые люди, мужчины. Совершенно разные случаи. Нужно понимать, что люди находятся в уязвимом положении. Они не знают, как записаться на прием к врачу, где оформить документы, банковскую карту — все те моменты, которые мы знаем просто потому, что живем здесь всю жизнь.
С какими вопросами к вам приходят люди из Украины?
С абсолютно любыми вопросами — от рождения до смерти, как мы обычно говорим. Как зарегистрироваться, где встать на учет. Есть случаи, когда человек приходит и говорит, что у него вообще нет никаких документов. Это сложно. Как правило, мы направляем его в посольство Украины за справкой о гражданстве, чтобы вывести его в легальное поле. А только потом помогаем с другими документами. Есть в Молдове и люди без гражданства — апатриды, которые проживали в Украине. Есть и люди, которые имели статус беженца в Украине. На всех них теперь распространяется временная защита. И на членов их семей. Мы, Правовой центр адвокатов, практически с марта прошлого года настаивали на том, чтобы запустить этот механизм. И мы рады, что это наконец-то произошло.
Если попробовать спрогнозировать — что ждет Молдову? Будут ли у нас еще беженцы из Украины?
Сейчас сложно что-либо прогнозировать, все зависит от ситуации на фронте, от того, что происходит в Украине. Мы заметили незначительный приток беженцев осенью прошлого года, когда начались массированные обстрелы российскими ракетами украинских городов. Но делать какие-либо прогнозы сейчас сложно.
Справилась ли Молдова с миграционным кризисом, на ваш взгляд?
Мы справились и справляемся по сей день благодаря помощи внешних доноров и партнеров, также благодаря исключительной солидарности, которую проявили граждане Молдовы. Но вопрос ведь не только в размещении людей из Украины, но и в доступе к услугам. Сейчас беженцы имеют бесплатный доступ к срочной медицинской помощи, могут записаться к семейному врачу. С июня 2022 года ЮНИСЕФ финансирует все медицинские услуги для детей от рождения и до 18 лет. Надеемся, что эта программа продолжится: недавно представители ЮНИСЕФ встречались с руководством Национальной компании медицинского страхования (CNAM) — обсуждали этот вопрос.
Какой вклад в управление миграционным кризисом внес Правовой центр адвокатов, который вы возглавляете?
Стоит отметить, что наш центр более 25 лет занимается вопросами беженцев, мы являемся партнерской организацией Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев. Помимо беженцев, мы занимаемся юридическими проблемами людей без гражданства и людей без документов, а также людей с неустановленным юридическим статусом. Например, человек есть, а в графе «гражданство» не ясно, что писать: СССР распался, а информации о новом гражданстве у властей нет.
Конечно, сейчас масштаб совершенно другой. Наша организация выросла в десять раз: сегодня у нас работают более 60 сотрудников. Наши сотрудники мониторят самые загруженные КПП страны, регулярно посещают центры размещения беженцев. Мы сотрудничаем с местными властями в регионах, и — особенно тесно — с районными управлениями соцзащиты.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!