В Приднестровье по решению местного Верховного суда 10 августа освободили оппозиционного активиста Геннадия Чорбу, которого обвиняли в «оскорблении» Вадима Красносельского и в «экстремизме». Как рассказал NM сам Чорба, ему заменили реальный срок 3 года и 3 месяца на условный. К этому моменту он уже просидел в тюрьме год.
Заседание Верховного суда Приднестровья по делу Чорбы состоялось 10 августа. Активист пытался оспорить вынесенный ему приговор — 3 года и 3 месяца тюремного срока по статьям об «оскорблении» местного лидера Вадима Красносельского, а также об «экстремизме». К этому моменту Чорба уже провел в заключении больше года.
Верховный суд частично удовлетворил его ходатайство: реальный срок заменили на условный. Чорбу освободили сразу после заседания суда. NM удалось поговорить с ним, когда активист только направлялся домой вместе с семьей.
«Это было абсолютно сфальсифицированное дело, все документы были заменены, на суде это никого не интересовало», — рассказал Чорба. По его словам, у местной судебной системы была «четкая команда — „Чорба должен сидеть“».
Чорба пока не берется судить, что сыграло решающую роль в его освобождении. По его словам, «наверняка сыграло роль множество факторов», в том числе внешнее давление на местные власти. В тюрьме, по его словам, у него не было доступа к информации о том, что происходит на воле.
«Сейчас меня оставили в подвешенном состоянии. Освободили, но у них есть возможность в любой момент меня посадить, судимость тоже остается», — сказал Чорба.
Как рассказал активист, последние девять месяцев он провел в одиночной камере, но прямо сейчас отправляется домой.
Отметим, Чорбу освободили спустя две недели после того, как США выпустило официальное заявление с призывом отменить обвинительные приговоры нескольким гражданам: активисту Геннадию Чорбе, пенсионеру Михаилу Ермураки, лидеру местной Коммунистической партии Олегу Хоржану, пенсионеру Сергею Мировичу и жителю Каменского района Андрею Глижину. В сообщении, опубликованном 30 июля Посольством США в Молдове, вынесенные им приговоры назывались «репрессиями».
Ранее миссия ОБСЕ в Молдове тоже сообщала NM, что следит за ситуацией с правами человека в Приднестровье, а в частности за делом Геннадия Чорбы.
Неправительственная международная организация Freedom House в специальном отчете о ситуации в Приднестровье приводила дело Чорбы в качестве примера жесткого ограничения свободы собраний . В этом отчете, отметим, Приднестровье отнесли к «несвободным» территориям.
***
Напомним, оппозиционного активиста Геннадия Чорбу впервые задержали 3 июля 2020 года по подозрению в организации протеста в Рыбнице. Митинг состоялся 2 июля: собравшиеся были недовольны аннулированием пропусков, позволявших им выезжать из Приднестровья на работу на правый берег Днестра. Чорба утверждал, что не организовывал митинг: по его словам, люди стихийно собрались на мосту между Рыбницей и Резиной, потому что не могли попасть на работу.
Чорба получил административный арест на 9 суток. В его квартире в это время прошел обыск. Правоохранители сообщили его супруге Людмиле Чорбе, что на Геннадия завели уголовное дело об экстремизме.
После окончания административного ареста за протест Чорбу перевезли из Рыбницы в Тирасполь, где суд поместил его под стражу еще на 60 суток уже по делу об экстремизме. После этого ему постоянно продлевали арест. Факт заведения уголовного дела об экстремизме NM подтвердил министр внутренних дел Приднестровья Руслан Мова. Он коротко ответил, что дело связано с пандемией коронавируса.
Ранее подконтрольные местным властям телеканалы Приднестровья распространяли информацию о том, что Чорба якобы «откровенно издевался над медиками ковид-госпиталей», и в своих постах в социальных сетях недооценивал значение пандемии коронавируса.
Позже NM стало известно, что на Чорбу также завели дело по статье о «публичном оскорблении президента ПМР». Чорба год провел в тюрьме в Глиное, не имея возможности видеться с родными. 19 июля суд приговорил его к 3 годам и 3 месяцам заключения.