Министерство внутренних дел Приднестровья завело уголовное дело против редактора местной оппозиционной газеты «Правда Приднестровья», члена Компартии Надежды Бондаренко. Ее подозревают в публичном оскорблении лидера непризнанной ПМР Вадима Красносельского. Поводом послужило опубликованное в газетах «Правда Приднестровья» и «Голос народа» «Обращение лидера приднестровской оппозиции, политзаключенного Олега Хоржана к народу Приднестровья», в котором Хоржан якобы оскорбил Красносельского и других чиновников. Бондаренко находится под подпиской о невыезде.
Что случилось?
Как стало известно NM, против Надежды Бондаренко завели уголовное дело по статьям 316-1 и 316 Уголовного кодекса Приднестровья «о публичном оскорблении президента ПМР» и «оскорбление представителя власти». Об этом NM сообщила сама Бондаренко. Ее слова подтверждает уведомление, выданное ей местной милицией.
Кроме штрафа до 12,8 тыс. приднестровских рублей (примерно €690), статья «оскорбление президента ПМР» предусматривает до пяти лет лишения свободы (эта статья появилась в местном УК в марте 2019 года). Статья «оскорбление представителя власти» предусматривает штраф до 6,4 тыс. приднестровских рублей (примерно и €343) или исправительные работы до 1 года.
Бондаренко почти 70 лет. Ранее она работала в должности следователя в МВД СССР, затем — в Днестровском отделении милиции. В 1999 году уволилась из органов в звании майора милиции. Принимала активное участие в создании Приднестровской коммунистической партии. Была кандидатом в президенты непризнанной ПМР на выборах 2006 года. С 2018 года — исполняющая обязанности председателя Компартии Приднестровья. Она также редактор местной оппозиционной газеты «Правда Приднестровья», которую выпускает партия.
В чем подозревают Бондаренко?
В разговоре с NM Бондаренко отметила, что в течение предыдущего месяца до нее доходили слухи о том, что ее собираются привлечь к уголовной ответственности, но не за оскорбление Красносельского, а за экстремизм. Она уверена, что слухи «распускали» с расчетом на то, что она испугается и покинет Приднестровье.
15 сентября Бондаренко повесткой вызвали в Следственный комитет Приднестровья. Там ей сказали, что против нее началась доследственная проверка, «поэтому речь о мере пресечения пока не идет». В результате с редактора «Правда Приднестровья» взяли подписку о неразглашении данных об этом допросе.
17 сентября Бондаренко снова вызвали повесткой, но уже в Тираспольский ГУВД. В милиции ей объявили, что против нее заведено уголовное дело, и ее подозревают в оскорблении представителей власти и оскорблении лидера Приднестровья Вадима Красносельского.
Бондаренко рассказала NM, что спросила у правоохранителя, зачем МВД и Следственный комитет «друг друга дублируют» и вызывают ее «на допросы». Ответа она не получила. «Похоже, что МВД и СК решили действовать параллельно, но милиция победила в соревновании: первой возбудила уголовное дело!» — отметила она. В милиции не потребовали подписки о неразглашении.
Бондаренко рассказала, что во время допроса дознавателя интересовало, как поступают материалы в редакцию «Правды Приднестровья», как формируется номер, как газета распространяется, где и когда зарегистрирована, на какие средства существует. Также дознаватель ознакомил Бондаренко с «Уведомлением в совершении преступления».
Уведомление милиции для Надежды Бондаренко / Приднестровье by newsmakermd on Scribd
Как указано в документе, 29 февраля 2020 года представители Компартии Приднестровья, в том числе подозреваемая Бондаренко, распространяли в Тирасполе газету «Голос народа», выпущенную в декабре 2019 года. Бондаренко является одним из ее учредителей. В газете содержалась статья «Обращение лидера приднестровской оппозиции, политзаключенного Олега Хоржана к народу Приднестровья». Хоржан — лидер Компартии Приднестровья, два года назад осужденный на 4,5 года по обвинению в «насильственных действиях в отношении представителя власти».
Как отмечает МВД, тот же текст был размещен в газете «Правда Приднестровья» в выпуске от 31 мая 2019 года. Ее главным редактором является Бондаренко. В уведомлении также говорится, что на сайте Компартии России было размещено видео, содержащее тот же текст, что и приднестровские газеты.
В документе говорится, что экспертиза установила, что обращение Хоржана, опубликованное на страницах местных оппозиционных газет и на сайте КПРФ, носит адресный характер. А видеообращение Хоржана на сайте КПРФ при озвучивании сопровождается иллюстрациями, на которых изображен Вадим Красносельский и другие представители власти непризнанной ПМР.
В итоге экспертиза «обнаружила» в обращении Хоржана «сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство» лидера Приднестровья Вадима Красносельского, председателя СК Вячеслава Брынзаря, главы МВД Руслана Мовы, генпрокурора Анатолия Гурецкого, председателя Верховного суда Адриана Пеньковского, судей Валентина Черного, Виктора Згуряна, Игоря Богданова и вице-спикера местного Верховного совета Галины Антюфеевой.
Отметим, в своем обращении Хоржан пишет, что его осудили незаконно, и что руководство Приднестровья пыталось его «сломить», чтобы удержать власть.
«Хочу еще раз повторить: будущего у этих ребят нет! При всей своей кажущейся силе и мощи эта власть и эта фирма — колосс на двух очень слабых глиняных ногах. Они лишились поддержки России, и их ненавидит собственный народ. В стенах Государственной Думы РФ уже открыто говорят, что в Приднестровье действует мафия, сравнивают приднестровское руководство с фашистами и бандеровцами», — говорится в обращении Хоржана.
При этом он не упоминает ни одной фамилии — ни лидера Приднестровья, ни судей и других чиновников.
Что будет дальше?
После допроса в милиции с Бондаренко взяли подписку о невыезде. По ее словам, «бежать из Приднестровья» она не собирается, поэтому в подписке «не видит особого неудобства».
Как она рассказала NM, обращение Хоржана, которое стало предметом расследования, ей еще в прошлом году передали из тюрьмы, где содержится Хоржан. Его опубликовали сначала в газете «Правда Приднестровья», а затем в «Голосе народа». Она также отметила, что не имеет никакого отношения к созданию видеоролика, опубликованного на сайте КПРФ.
Бондаренко вспоминает, что 29 февраля 2020 года во время распространения газеты «Голос народа», оперативники изъяли более 400 экземпляров. При этом в протоколе они не указали причину изъятия тиража.
Сама Бондаренко считает, что «Голос народа» изымали не из-за обращения Хоржана, а чтобы запугать приднестровских коммунистов, «которые даже после ареста их лидера смеют выходить на улицы».
Бондаренко рассказала, что не уверена в том, что останется на свободе до конца следствия. Именно поэтому она сообщила, что попытается скоро подготовить материалы, основанные на сведениях «многих источников, в том числе официальных», которые свидетельствуют о падении уровня жизни в Приднестровье, сокращении населения и нарушении прав человека. Она надеется, что сможет использовать эти материалы в суде для защиты от обвинений в «оскорблениях» и «клевете» на представителей власти.
«Если же я окажусь за решеткой, то все эти материалы придется подготовить моим товарищам и моему адвокату. Эти материалы должны служить доказательством моей правоты, обоснованием справедливости моих публикаций», — заключила Бондаренко.
***
Хоржан, чье обращение стало поводом для открытия дела против Бондаренко, уже два года отбывает наказание в приднестровской тюрьме № 1 в селе Глиное Григориопольского района. В ноябре 2018 года Верховный суд Приднестровья приговорил его к четырем с половиной годам заключения по обвинению в «насильственных действиях в отношении представителя власти».
Недавно у Хоржана появилось право на условно-досрочное освобождение, так как он отбыл больше трети срока. Но в июле этого года Хоржана посетил следователь из Тирасполя и выяснилось, что против Хоржана могут открыть новое уголовное дело. Основанием для этого стала все то же обращение в тираспольской газете «Голос народа», в котором, по версии следствия, он оскорбил лидера Приднестровья Вадима Красносельского.
Недавно Хоржана перевезли из тюремной больницы в Республиканский госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны. По сведениям NM, он находится в тяжелом состоянии после длительной голодовки.
Подробнее о судьбе оппозиционного приднестровского политика вы можете узнать из материла «Мы ничего не можем сделать — государства „Приднестровье“ нет».
***
Отметим, это не первое дело в Приднестровье, заведенное по статье об оскорблении местных властей.
В августе 2019 года NM узнал об аресте двух пенсионеров — Татьяны Беловой и ее супруга Сергея Мировича из села Чобручи Слободзейского района. Выяснилось, что их задержали за посты в Телеграм-канале, якобы содержащие публичные оскорбления Вадима Красносельского.
Местные власти отказались от любых комментариев, объяснив это тем, что не считают NewsMaker СМИ. Хотя формулировка отказов также подразумевала, что дело против Беловой есть. В марте 2020 года стало известно, что Белову и Мировича приговорили к трем годам лишения свободы. Мировича содержат в тюрьме № 1 (УИН-1) в селе Глиное, а Белову содержали в тюрьме № 3 в Тирасполе. Белову досрочно освободили летом 2020 года после года заключения.