На днях я модерировал встречу международных и общественных организаций по вопросам ВИЧ, в которой участвовал господин Петерсон Магоола. Петерсон родом из Африки, он приехал в Молдову около трёх месяцев назад и работает и.о. постоянного представителя Агентства ООН Женщины в Молдове.
Из названия этого агентства ООН понятно, что его основная задача — защита прав женщин. Я представлял Петерсона участникам дискуссии и параллельно ловил себя на мысли о том, что «женскую» организацию возглавляет мужчина. Необычно? Да. Но должны ли только женщины руководить «женскими» организациями и заниматься защитой прав женщин?
Близится 8 марта. Продажи цветов, шампанского и шоколада взлетают. Мы, мужчины, поздравляем женщин с Международным женским днём, оказываем всяческие знаки внимания, дарим подарки, и в честь праздника (!) моем посуду после домашнего застолья. Знакомо? Да, ведь нас воспитали в таких традициях. Но не кажется ли вам, что близкие люди (независимо от пола) должны оказывать друг другу внимание не только 8 марта и 23 февраля? Ведь для этого не нужно ждать международных дат, дней рождений или Нового года.
За праздничной суетой мы подзабыли, что основа Международного женского дня — митинги и демонстрации начала ХХ века с требованиями равенства мужчин и женщин, равных условий труда и предоставления женщинам избирательных прав. Всего чуть более 100 лет назад у женщин не было права голоса на выборах. Это дико. В те времена демонстрантки начали бороться за равные права и искоренение гендерных стереотипов, то есть со стереотипами о роли мужчин и женщин в обществе. Например, со стереотипом о том, что женщина должна заниматься домашним очагом и детьми, а мужчина — тащить в дом мамонта. За прошедший век удалось добиться значительных изменений и в законодательстве, и в общественном мнении о роли женщин, в том числе в Молдове. Например, в XXI веке уже несколько женщин в нашей стране стали руководителями парламента и правительства. В Гагаузии, у которой был имидж традиционного и патриархального региона, во второй раз башканом избрали женщину.
В то же время проблем остается достаточно. В середине февраля 2020 года ситуацию в Молдове рассмотрел Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. В комитете отметили проблемы домашнего насилия и трафика, трудности, с которыми сталкиваются женщины в системе образования, медицины и при трудоустройстве; проблемы женщин, живущих с сельской местности; женщин с ограниченными возможностями; проблемы ранних браков среди несовершеннолетних, сохраняющихся стереотипов и многие другие вопросы.
Так нужны ли женщинам 8 марта именно цветы, шампанское и шоколад? Или стоит использовать эту международную дату, чтобы привлечь внимание общества и властей к проблемам, с которыми сталкиваются женщины в нашей стране? Нужно ли нам, мужчинам, пассивно наблюдать со стороны продолжающуюся борьбу женщин за равенство, или мы должны принять активное участие?
Господин Петерсон Магоола своим примером разбивает стереотипы и показывает, что защита прав женщин — это обязанность каждого, включая мужчин, а не только самих женщин. И я полностью согласен с ним.
У каждого из нас, мужчин, есть мать, сестра, подруга или жена. Я не хочу, чтобы близкие мне женщины, и вообще все женщины сталкивались с нарушениями и дискриминацией. Хочу, чтобы они были счастливы. Именно поэтому 8 марта я присоединюсь к Маршу солидарности, который начнется в 13.00 от магазина UNIC (бывший ЦУМ) в Кишинёве. Мы будем требовать ратификации Стамбульской конвенции и ликвидации насилия в отношении женщин.
Итак, я приму участие в марше. А ты?
Автор: Евгений Александрович Голощапов, LL.M., член Совета по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства, директор департамента адвокации, ОА «Позитивная Инициатива»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции NM