NewsMaker

Приднестровье «по соседству» с Конго. Freedom House опубликовал специальный отчет о ситуации в регионе

Приднестровье отнесли к «несвободным» территориям в рейтинге политических прав и свобод граждан, который ежегодно готовит неправительственная международная организация Freedom House. Приднестровье как территория получило в рейтинге 20 балов из 100 возможных. Это в несколько раз хуже общего показателя всей Молдовы. NM рассказывает главное из специального отчета Freedom House по Приднестровью.

В рейтинге Freedom House Приднестровье как территория получило 20 баллов из 100 возможных и оказалось в категории «несвободных государств и территорий». Вместе с этим регионом 20 баллов также получили Республика Конго, Демократическая Республика Конго и Россия.

По оценкам Freedom House, хуже ситуация, чем в Приднестровье, во Вьетнаме, Египте, Арабских Эмиратах, Иране, Судане, Китае, Северной Корее и еще в десятке стран и территорий. Меньше всего баллов набрали Тибет и Сирия — по одному.

Вся Молдова, напомним, получила 61 балл и попала в категорию «частично свободных» стран. Румыния набрала 83 балла и названа в рейтинге «свободной» страной. Соседняя Украина — 60 баллов и считается «частично свободной».

В Приднестровье, как не раз подчеркивается в специальном отчете Freedom House по региону, сохраняется ощутимое политические и экономическое влияние России, чьи миротворцы остаются на этой территории. Политические свободы в регионе при этом крайне ограничены.

NewsMaker

Выборы без выбора

За парламентские выборы эксперты Freedom House поставили Приднестровью «ноль». Как напоминают в отчете, на выборах в Верховный совет в ноябре 2020 года в 23 из 33 избирательных округов баллотировалось по одному кандидату. «Избирателям не предоставили существенного выбора», — говорится в отчете.

В итоге, подчеркивают в Freedom House, явка составила всего 28%, а 29 мест в Верховном совете получила партия «Обновление», связанная с холдингом «Шериф». Остальные депутаты, уточняется в отчете, тоже связаны с «Шерифом».

Для сравнения в отчете упоминается, что на предыдущих выборах в Верховный совет только в двух округах из 43 (число округов сократили в 2019 году — NM) баллотировалось по одному кандидату.

Власть без оппозиции

В отчете Freedom House говорится, что оппозиционная Коммунистическая партия Приднестровья «раньше могла критиковать местное правительство, но в последние годы подвергается политическим репрессиям».

Эксперты напомнили об аресте в 2018 году на 4,5 года лидера партии Олега Хоржана, заведении уголовного дела об оскорблении местного лидера на другую коммунистку — Надежду Бондаренко, а также на тираспольского советника от Компартии Александра Самония за «критику и оскорбление властей в Facebook».

Во власти, уточняется в отчете, оппозиции не осталось совсем.

В Freedom House считают, что в Приднестровье у всех категорий населения, независимо от пола, этноса, религии и т.д., нет права на независимую политическую деятельность.

Как отмечают эксперты, приднестровские власти также не разрешают проводить на территории региона выборы в молдавские госорганы. Зато на территории Приднестровья можно участвовать в российских выборах.

NewsMaker

«Шериф» повсюду

Прошедшие выборы в Верховный совет «подорвали легитимность и исполнительной, и законодательной власти» в Приднестровье, говорится в отчете.

«„Шериф“ оказывает сильное влияние на политические решения избранных чиновников, за действиями которых также пристально следит российское правительство», — указывают эксперты Freedom House.

Они подчеркивают, что в Приднестровье нет видимых способов борьбы с коррупцией во власти. А местная политика уже долгое время строится на «личных бизнес интересах, непотизме и фаворитизме». За борьбу с коррупцией Приднестровью поставили «ноль».

Дела за слова

Независимых медиа в регионе практически нет: эксперты Freedom House поставили Приднестровью «ноль» и за обеспечение свободы прессы.

«Власти пристально следят и контролируют медиа, а холдинг „Шериф“ доминирует в частном вещании. Все это ведет к распространению самоцензуры», — говорится в отчете.

Также Freedom House указывает, что у немногих независимых газет очень ограничены тиражи и распространение, а «критические статьи могут заканчиваться уголовными делами». Кроме того, местные власти злоупотребляют бюрократией, чтобы не предоставлять журналистам информацию.

Как указывает Freedom House, приднестровское законодательство в принципе не поощряет свободу дискуссий.

«Кроме статей за оскорбление властей, уголовный кодекс наказывает за публичное выражение неуважения к российской миротворческой миссии», — говорится в отчете.

«За последние годы приговоры диссидентам, активистам и обычным пользователям социальных сетей, связанные с выражением мнения, стали обычным делом», — говорится в отчете.

Эксперты напомнили об уголовном деле против журналистки Ларисы Калик, написавшей книгу о приднестровской армии и против двух пенсионеров: Татьяны Беловой и Сергея Мировича за «экстремизм» и «оскорбление президента» в соцсетях.

Калик, напомним, покинула территорию Приднестровья. Белова отсидела в приднестровской тюрьме год, а Мирович до сих пор находится в заключении. Его приговорили к трем годам лишения свободы.

ПГТРК. На фото: глава министерства внутренних дел Приднестровья Руслан Мова (в центре) и активист Геннадий Чорба (справа)

Несвобода собраний

Как указывает Freedom House, в регионе жестко ограничена свобода собраний. Местные власти запрещают встречи и протесты, а участники несанкционированных акций становятся фигурантами административных или уголовных дел.

Ярким примером стало дело Геннадия Чорбы: в июле 2020 года его арестовали в Рыбнице за организацию протеста против ограничения передвижения в связи с ковидом. Позже ему предъявили обвинения в экстремизме. Отметим, по информации NM, он до сих пор остается в заключении.

Freedom House также отмечает дело об организации вечеринки в Гыске: тогда правоохранители задержали 47 человек. Некоторые из них позже подали в суд в связи с бесчеловечным обращением и нарушением их прав при задержании.

Трудно в Приднестровье работать и некоммерческим и неправительственным организациям. Как указывает Freedom House, они постоянно сталкиваются с давлением властей, а закон 2018 года запретил НКО заниматься «политической деятельностью» на иностранные деньги. По этой статье уже заводили дело против информационно-правового центра «Априори».

«Шериф» вместо закона

Freedom House однозначно оценивает степень верховенства закона в регионе: «Юстиция служит интересам властей и холдинга „Шериф“».

В Приднестровье, указано в отчете, злоупотребляют предварительными арестами и часто не пускают адвокатов к задержанным. Судебные процессы часто происходят в закрытом режиме.

«Распространены злоупотребления полиции в отношении подозреваемых, а применение физической силы используется для того, чтобы получить признания», — сказано в отчете. Также в нем упоминаются плохие условия содержания в тюрьмах и отказы в оказании медпомощи заключенным, как, например, в случае Олега Хоржана.

Объектами дискриминации в Приднестровье часто становятся «представители молдоговорящего меньшинства», женщины и ЛГБТ-сообщество.

Закрытие из-за ковида

Freedom House считает, что право на свободу передвижения в Приднестровье соблюдается лишь частично. В отчете говорится, что 300 тыс. жителей региона обладают молдавским гражданством и могут свободно ездить в ЕС. Кроме того, с 2018 года молдавские власти признают документы об образовании, полученные в Приднестровье. Существенным минусом при этом стало ограничение передвижения, введенное в марте 2020 года из-за ковида. Как подчеркивает Freedom House, из-за этого даже медработники не всегда могли попасть на работу.

С давлением сталкиваются и школы, в которых преподавание ведется на румынском языке с латинской графикой. В 2020 году их учащиеся и сотрудники столкнулись с дополнительными трудностями из-за ограниченного въезда в регион.

В предыдущие годы, отметим, позиция Приднестровья в рейтинге была несколько лучше. В 2020 году регион получил 22 балла из 100, в 2019 году — 24.

Подробности о том, что говорилось в общем отчете Freedom House по Молдове, читайте в материале NM Молдова остается частично несвободной. Что показал новый отчет Freedom House.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Tudor Mardei / NewsMaker

Гагаузия без Гуцул. Чем ответит Шор, и когда могут пройти выборы нового башкана

Башкана Гагаузии Евгению Гуцул приговорили к семи годам лишения свободы и арестовали прямо в зале суда. Как это отразится на Гагаузии и на отношениях Кишинева и Комрата? Должна ли автономия провести новые выборы башкана? Зачем из Гуцул создают «образ жертвы» и при чем тут Шор и «Победа»? Об этом — в материале NM.

Башкану Гагаузии вынесли приговор. Что дальше?

Суд Буюкан 5 августа признал Евгению Гуцул виновной в соучастии в незаконном финансировании неконституционной партии «Шор» и приговорил к семи годам лишения свободы (прокуроры требовали девять лет) и запрету на членство в каких-либо партиях в течение пяти лет. Приговор вынесли и бывшей главе кишиневского территориального отделения партии «Шор» Светлане Попан — шесть лет заключения и аналогичный запрет на членство в партиях.

Прокуроры утверждают, что с 2019 по 2022 год Гуцул сознательно получала деньги от организованной преступной группировки на финансирование политической партии. Всего, по дыным следствия, Гуцул ввезла в Молдову более 42 млн леев. Теперь эти деньги ей предстоит вернуть государству.

Светлана Попан, согласно обвинению, тоже получала деньги от ОПГ, но речь идет о меньшей сумме — более 9 млн леев, которые Попан должна вернуть государству.

Евгения Гуцул и Светлана Попан. Фото: ZdG

Приговор суда первой инстанции можно обжаловать в Апелляционной палате, и Гуцул уже заявила, что намерена это сделать. Она назвала решение суда «политической расправой», «не имеющей ничего общего с правосудием».

Согласно закону, преступление, подтвержденное решением суда, является основанием для отставки башкана. Такая норма есть в Уложении Гагаузии — основном законе автономии. Также в Уложении указано, что должность главы Гагаузии становится вакантной в случае ее окончательной неспособности выполнять свои полномочия. Отбывание наказания в тюрьме как раз предполагает такую «окончательную неспособность выполнять свои полномочия».

NewsMaker

В любом случае после отставки башкана назначаются выборы нового башкана. После задержания Гуцул в аэропорту весной этого года СМИ, подконтрольные скрывающемуся в Москве политику Илану Шору, писали о возможности назначения Кишиневом «своего» башкана. Но с точки зрения закона такой сценарий невозможен. Согласно Уложению, башкан — это выборная должность, и назначить главу Гагаузии нельзя. Кроме башкана, Гагаузии предстоит выбрать и новое Народное собрание (парламент автономии). Мандаты действующих депутатов истекают осенью этого года.

Гуцул как главное лицо Шора

Последние месяцы именно Евгения Гуцул стала главным лицом околошоровских сил. До избрания башканом Гуцул, хоть и была секретарем партии «Шор», не появлялась на политическом поле Молдовы. Обладая практически нулевой узнаваемостью, с помощью Илана Шора и связанных с ним депутатов парламента Гуцул удалось выиграть выборы башкана. После инаугурации она не дистанцировалась от беглого политика, а, наоборот, всячески продвигала свою связь с Шором.

telegram/Евгения Гуцул

Весной 2024 года в Москве партии, подконтрольные Илану Шору, объединились в блок «Победа». Возглавил блок сам Шор, Евгения Гуцул стала исполнительным секретарем политсовета, а депутат Марина Таубер — секретарем исполкома.

Тогда же, весной 2024 года, Евгения Гуцул встретилась с президентом России Владимиром Путиным на полях молодежного фестиваля в Сочи.

РИА Новости

В преддверии парламентских выборов Шор объявил об участии в них блока «Победа». Список кандидатов в депутаты от блока должны была возглавить именно Гуцул, но Центризбирком отказал блоку в регистрации.

Стоит отметить, что и некоторые другие лидеры блока «Победа» получили тюремные сроки по уголовным делам. Так, депутата Александра Нестеровского приговорили к 12 годам лишения свободы, а депутата Светлану Лозован — к шести по делу о незаконном финансировании партии. Оба они скрылись и предположительно находятся в Приднестровье. Ждет своего приговора и Марина Таубер, ее тоже обвиняют в соучастии в незаконном финансировании партии. В начале этого года она покинула Молдову, прокуроры требуют для нее 13 лет тюрьмы.

Самого Илана Шора приговорили в Молдове к 15 годам по делу о краже миллиарда. Шесть лет назад он бежал из Молдовы. Таким образом, Гуцул, вероятно, станет первой из лидеров блока «Победа», кто будет отбывать наказание.

Это, а также тот факт, что она — мать двоих малолетних детей, позволяет создать для нее образ жертвы. О «жертве режима PAS» близкие Шору политики и активисты говорят с момента задержания башкана. Доктор политических наук Анжела Колацки считает, что образ жертвы будет разыгран на предстоящих в сентябре парламентских выборах: «Более того, об этом будут говорить не только силы, подконтрольные Шору но и, например, созданный недавно „Патриотический блок“». В «Патриотический блок», отметим, входит и партия бывшего башкана Гагаузии Ирины Влах «Сердце Молдовы», претендующая на голоса из автономии.

По словам Анжелы Колацки, тактика создания жертвы у нас работает, учитывая сентиментальность молдавского избирателя: «Жалость к кому-то заложена в нашем культурном коде и исходит еще из христианской морали. Однако использование подобных методов в политике — это очень циничный шаг и игра на чувствах людей».

Идею «жертвенности Гуцул» подхватили российские СМИ, особо педалируя тот факт, что у Гуцул двое несовершеннолетних детей. На оглашение приговора Гуцул пришла с сыном. Фотография Гуцул, прощающейся с ребенком после оглашения приговора, облетела все СМИ.

Evghenia Guțul/Telegram

Что будет делать Комрат?

«Приговор башкану резко ухудшит взаимоотношения Кишинева и Комрата», — считает Анжела Колацки. «Для улучшения ситуации власти нужно больше работать в регионе. Говорить с людьми, объяснять решения. Пусть даже к власти там относятся критически. Надо работать», — уверена эксперт.

Тем временем в Комрате на утро 6 августа созвали срочное заседание Народного собрания Гагаузии, посвященное приговору башкану. Срочное заседание НСГ проводили и после задержания башкана, правда, оно ограничилось «декларацией несогласия». Шанс, что и нынешнее заседание закончится тем же, достаточно высок. Реальных рычагов давления на Кишинев у Комрата нет.

Заседание может сопровождаться протестом сторонников Илана Шора. Но, по мнению директора laf.md Виталия Гайдаржи, вряд ли стоит ожидать масштабных акций: «Я не верю, что Гагаузия сможет встать на дыбы [ради Гуцул]». Гайдаржи отметил, что автономия традиционно была евроскептическим регионом, и приговор башкану лишь усилит эти настроения, однако, по его словам, стоит понимать, что приговор — это в первую очередь сигнал: «нельзя участвовать в коррупционных схемах и делать вид, что ничего не произошло».


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Похожие материалы

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: