dnestr.tv

В Приднестровье снова «оскорбляют Красносельского». На редактора газеты завели дело за публикацию Хоржана

Министерство внутренних дел Приднестровья завело уголовное дело против редактора местной оппозиционной газеты «Правда Приднестровья», члена Компартии Надежды Бондаренко. Ее подозревают в публичном оскорблении лидера непризнанной ПМР Вадима Красносельского. Поводом послужило опубликованное в газетах «Правда Приднестровья» и «Голос народа» «Обращение лидера приднестровской оппозиции, политзаключенного Олега Хоржана к народу Приднестровья», в котором Хоржан якобы оскорбил Красносельского и других чиновников. Бондаренко находится под подпиской о невыезде.

Что случилось?

Как стало известно NM, против Надежды Бондаренко завели уголовное дело по статьям 316-1 и 316 Уголовного кодекса Приднестровья «о публичном оскорблении президента ПМР» и «оскорбление представителя власти». Об этом NM сообщила сама Бондаренко. Ее слова подтверждает уведомление, выданное ей местной милицией.

Кроме штрафа до 12,8 тыс. приднестровских рублей (примерно €690), статья «оскорбление президента ПМР» предусматривает до пяти лет лишения свободы (эта статья появилась в местном УК в марте 2019 года). Статья «оскорбление представителя власти» предусматривает штраф до 6,4 тыс. приднестровских рублей (примерно и €343) или исправительные работы до 1 года.

Бондаренко почти 70 лет. Ранее она работала в должности следователя в МВД СССР, затем — в Днестровском отделении милиции. В 1999 году уволилась из органов в звании майора милиции. Принимала активное участие в создании Приднестровской коммунистической партии. Была кандидатом в президенты непризнанной ПМР на выборах 2006 года. С 2018 года — исполняющая обязанности председателя Компартии Приднестровья. Она также редактор местной оппозиционной газеты «Правда Приднестровья», которую выпускает партия.

В чем подозревают Бондаренко?

В разговоре с NM Бондаренко отметила, что в течение предыдущего месяца до нее доходили слухи о том, что ее собираются привлечь к уголовной ответственности, но не за оскорбление Красносельского, а за экстремизм. Она уверена, что слухи «распускали» с расчетом на то, что она испугается и покинет Приднестровье.

15 сентября Бондаренко повесткой вызвали в Следственный комитет Приднестровья. Там ей сказали, что против нее началась доследственная проверка, «поэтому речь о мере пресечения пока не идет». В результате с редактора «Правда Приднестровья» взяли подписку о неразглашении данных об этом допросе.

17 сентября Бондаренко снова вызвали повесткой, но уже в Тираспольский ГУВД. В милиции ей объявили, что против нее заведено уголовное дело, и ее подозревают в оскорблении представителей власти и оскорблении лидера Приднестровья Вадима Красносельского.

Бондаренко рассказала NM, что спросила у правоохранителя, зачем МВД и Следственный комитет «друг друга дублируют» и вызывают ее «на допросы». Ответа она не получила. «Похоже, что МВД и СК решили действовать параллельно, но милиция победила в соревновании: первой возбудила уголовное дело!»  — отметила она. В милиции не потребовали подписки о неразглашении.

Бондаренко рассказала, что во время допроса дознавателя интересовало, как поступают материалы в редакцию «Правды Приднестровья», как формируется номер, как газета распространяется, где и когда зарегистрирована, на какие средства существует. Также дознаватель ознакомил Бондаренко с «Уведомлением в совершении преступления».

Уведомление милиции для Надежды Бондаренко / Приднестровье by newsmakermd on Scribd

Как указано в документе, 29 февраля 2020 года представители Компартии Приднестровья, в том числе подозреваемая Бондаренко, распространяли в Тирасполе газету «Голос народа», выпущенную в декабре 2019 года. Бондаренко является одним из ее учредителей. В газете содержалась статья «Обращение лидера приднестровской оппозиции, политзаключенного Олега Хоржана к народу Приднестровья». Хоржан — лидер Компартии Приднестровья, два года назад осужденный на 4,5 года по обвинению в «насильственных действиях в отношении представителя власти».

Как отмечает МВД, тот же текст был размещен в газете «Правда Приднестровья» в выпуске от 31 мая 2019 года. Ее главным редактором является Бондаренко. В уведомлении также говорится, что на сайте Компартии России было размещено видео, содержащее тот же текст, что и приднестровские газеты.

В документе говорится, что экспертиза установила, что обращение Хоржана, опубликованное на страницах местных оппозиционных газет и на сайте КПРФ, носит адресный характер. А видеообращение Хоржана на сайте КПРФ при озвучивании сопровождается иллюстрациями, на которых изображен Вадим Красносельский и другие представители власти непризнанной ПМР.

В итоге экспертиза «обнаружила» в обращении Хоржана «сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство» лидера Приднестровья Вадима Красносельского, председателя СК Вячеслава Брынзаря, главы МВД Руслана Мовы, генпрокурора Анатолия Гурецкого, председателя Верховного суда Адриана Пеньковского, судей Валентина Черного, Виктора Згуряна, Игоря Богданова и вице-спикера местного Верховного совета Галины Антюфеевой.

Отметим, в своем обращении Хоржан пишет, что его осудили незаконно, и что руководство Приднестровья пыталось его «сломить», чтобы удержать власть.

«Хочу еще раз повторить: будущего у этих ребят нет! При всей своей кажущейся силе и мощи эта власть и эта фирма — колосс на двух очень слабых глиняных ногах. Они лишились поддержки России, и их ненавидит собственный народ. В стенах Государственной Думы РФ уже открыто говорят, что в Приднестровье действует мафия, сравнивают приднестровское руководство с фашистами и бандеровцами», — говорится в обращении Хоржана.

При этом он не упоминает ни одной фамилии — ни лидера Приднестровья, ни судей и других чиновников.

Что будет дальше?

После допроса в милиции с Бондаренко взяли подписку о невыезде. По ее словам, «бежать из Приднестровья» она не собирается, поэтому в подписке «не видит особого неудобства».

Как она рассказала NM, обращение Хоржана, которое стало предметом расследования, ей еще в прошлом году передали из тюрьмы, где содержится Хоржан. Его опубликовали сначала в газете «Правда Приднестровья», а затем в «Голосе народа». Она также отметила, что не имеет никакого отношения к созданию видеоролика, опубликованного на сайте КПРФ.

Бондаренко вспоминает, что 29 февраля 2020 года во время распространения газеты «Голос народа», оперативники изъяли более 400 экземпляров. При этом в протоколе они не указали причину изъятия тиража.

Сама Бондаренко считает, что «Голос народа» изымали не из-за обращения Хоржана, а чтобы запугать приднестровских коммунистов, «которые даже после ареста их лидера смеют выходить на улицы».

Бондаренко рассказала, что не уверена в том, что останется на свободе до конца следствия. Именно поэтому она сообщила, что попытается скоро подготовить материалы, основанные на сведениях «многих источников, в том числе официальных», которые свидетельствуют о падении уровня жизни в Приднестровье, сокращении населения и нарушении прав человека. Она надеется, что сможет использовать эти материалы в суде для защиты от обвинений в «оскорблениях» и «клевете» на представителей власти.

«Если же я окажусь за решеткой, то все эти материалы придется подготовить моим товарищам и моему адвокату. Эти материалы должны служить доказательством моей правоты, обоснованием справедливости моих публикаций», — заключила Бондаренко.

***

Хоржан, чье обращение стало поводом для открытия дела против Бондаренко, уже два года отбывает наказание в приднестровской тюрьме № 1 в селе Глиное Григориопольского района. В ноябре 2018 года Верховный суд Приднестровья приговорил его к четырем с половиной годам заключения по обвинению в «насильственных действиях в отношении представителя власти».

Недавно у Хоржана появилось право на условно-досрочное освобождение, так как он отбыл больше трети срока. Но в июле этого года Хоржана посетил следователь из Тирасполя и выяснилось, что против Хоржана могут открыть новое уголовное дело. Основанием для этого стала все то же обращение в тираспольской газете «Голос народа», в котором, по версии следствия, он оскорбил лидера Приднестровья Вадима Красносельского.

Недавно Хоржана перевезли из тюремной больницы в Республиканский госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны. По сведениям NM, он находится в тяжелом состоянии после длительной голодовки.

Подробнее о судьбе оппозиционного приднестровского политика вы можете узнать из материла «Мы ничего не можем сделать — государства „Приднестровье“ нет».

***

Отметим, это не первое дело в Приднестровье, заведенное по статье об оскорблении местных властей.

В августе 2019 года NM узнал об аресте двух пенсионеров — Татьяны Беловой и ее супруга Сергея Мировича из села Чобручи Слободзейского района. Выяснилось, что их задержали за посты в Телеграм-канале, якобы содержащие публичные оскорбления Вадима Красносельского.

Местные власти отказались от любых комментариев, объяснив это тем, что не считают NewsMaker СМИ. Хотя формулировка отказов также подразумевала, что дело против Беловой есть. В марте 2020 года стало известно, что Белову и Мировича приговорили к трем годам лишения свободы. Мировича содержат в тюрьме № 1 (УИН-1) в селе Глиное, а Белову содержали в тюрьме № 3 в Тирасполе. Белову досрочно освободили летом 2020 года после года заключения.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Tudor Mardei / NewsMaker

За что проголосовала Молдова. 5 выводов по итогам выборов в парламент

В Молдове завершается подсчет голосов на парламентских выборах 2025 года. Результаты пока предварительные, но уже ясны: PAS набирает около 50% и сохраняет уверенное большинство. Всего в парламент проходят пять сил: помимо партии власти это Патриотический блок (26 мандатов), блок «Альтернатива» (8 мандатов), Наша партия и партия «Демократия дома» Василия Костюка (по 6 мандатов). И некоторые выводы уже очевидны. NM рассказывает, о каких выводах, уроках и сценариях можно говорить уже сейчас.

Вывод 1. Молдова движется дальше в ЕС

Главная интрига кампании — результат PAS. Сохранит ли правящая партия большинство или ей придется искать партнеров по коалиции? Опросы давали самые разные прогнозы: от уверенного большинства до второго места и пути в оппозицию.

В итоге PAS сохранила статус партии власти и, несмотря на потерю части мандатов (в прошлом составе у нее было 63 депутата), сможет самостоятельно сформировать правительство. Предварительные расчеты показывают, что PAS получит вполне устойчивое большинство — около 55 мандатов. Частью из них она уже по традиции обязана диаспоре: без зарубежных голосов партия власти могла бы недобрать до парламентского большинства.

PAS

Итак, PAS, фактическим лидером и «локомотивом» которой остается президент Майя Санду, сохраняет в своих руках всю власть в стране.

Бывший постпред Молдовы в ООН и Совете Европы, политический обозреватель Алексей Тулбуре отметил, что PAS удалось максимально мобилизовать свой электорат и привлечь неопределившихся.

«Алармистская тактика сработала. В целом избиратель повторил модель поведения на президентских выборах прошлого года. Молдова движется дальше в ЕС», — сказал эксперт.

Главным обещанием партии в этой кампании было — вступление Молдовы в ЕС к 2028 году.

Вывод 2. В выборы вмешался TikTok (и Шор?)

Главным сюрпризом выборов стал результат партии «Демократия дома» Василия Костюка. Основные опросы давали партии Костюка не более 2-3%, но в итоге ему удалось набрать больше 5% и пройти в парламент.

Кто такой Костюк? «Демократия дома» — унионистская партия, которую поддерживают румынские суверенисты из AUR. Костюк близок с лидером AUR Джордже Симионом и открыто поддерживал его в президентской кампании в Румынии этой весной. А потом вместе с ним ездил в США на встречи с представителями администрации Дональда Трампа. Поддержка части унионистов, суверенистов и разочаровавшихся в PAS неопределившихся избирателей могла стать одним из секретов успеха партии Костюка.

Как и AUR, Костюк сделал ставку на TikTok. Соцсеть принесла неожиданные дивиденды и в Молдове, и в Румынии. В 2024 году благодаря ей раскрутился кандидат Кэлин Джорджеску, в этом году — Костюк. Впрочем сам он давно ведет стримы, где обсуждает проблемы страны, имеет устойчивую аудиторию, а его эфиры собирают десятки или даже сотни тысяч просмотров.

Но только соцсетей для такого рывка в парламент могло быть недостаточно. По мнению Алексея Тулбуре, за Костюка могла вписаться «сетка Шора» или по крайней мере ее часть. В гонке не осталось открыто шоровских проектов, хотя в связях с беглым олигархом обвиняли Викторию Фуртунэ, лидера партии «Молдова Маре». Но буквально в день голосования эту партию сняли с выборов. И партия суверенистов, которая при этом имеет свою «нативную» базу сторонников, теоретически могла стать опцией.

Вывод 3. Провал центра

На третьем месте, по предварительным результатам, оказался блок «Альтернатива». PAS и пророссийский «Патриотический блок» в этой кампании сделали ставку на поляризацию и мобилизовали свой устойчивый электорат, а вот ставка «Альтернативы» на центристскую нишу не сработала. Или по крайней мере сработала слабее, чем ожидалось.

«От „Альтернативы“ все ждали большего», — говорит доктор политических наук Анжела Колацки.

Blocul „Alternativa”

Блок набрал чуть больше 8% и прошел в парламент, но не смог занять первые позиции ни в Кишиневе, где мэр Ион Чебан традиционно популярен, ни в Гагаузии, где Александр Стояногло ранее получал высокую поддержку. В обоих случаях «Альтернатива» оказалась на вторых местах.

По мнению Колацки, результат партии Чебана MAN был бы лучше, если бы он не создавал блок:

«Эти гроздья потянули Чебана вниз».

Вывод 4. Проевропейской альтернативы нет

Ни одна четко проевропейская партия, кроме PAS, не смогла преодолеть барьер или хотя бы приблизиться к нему.

PSDE, CUB, LOC, ALDE, Respect Moldova — все набрали меньше одного процента. Блок «Вместе», который заявлял себя как альтернатива PAS, взял даже меньше голосов, чем независимые кандидаты — Андрей Нэстасе, и даже Олеся Стамате, которая совсем недавно начала самостоятельную политическую карьеру.

Олеся Стамате, parlament.md

Проевропейский фланг полностью остался за PAS.

«Избиратель сделал ставку на „рациональный голос“ — проголосовал за партию с шансами пройти в парламент, исходя из принципа, что коней на переправе не меняют. Можно было бы говорить о широком проевропейском фронте, но пока ни PAS, ни другие партии не научились договариваться», — отметила Анжела Колацки.

Вывод 5. Усатый сделал это

В парламент проходит и «Наша партия» Ренато Усатого. Ей удалось то, что не получалось больше десяти лет, — преодолеть избирательный порог.

В 2014 году у партии были шансы стать крупной фракцией, но за три дня до выборов ее сняли с гонки. Позже суд признал это решение незаконным. На следующих выборах «Наша партия» уже не смогла преодолеть барьер и потеряла рейтинг, хотя сам Усатый оставался заметной фигурой в политике.

Теперь, спустя 11 лет, партия все же зашла в парламент. Хотя, увидев предварительные итоги выборов, Усатый признался, что ожидал лучшего результата.

«Но для Усатого это, конечно, победа. Если бы и сейчас они не преодолели порог, это стало бы серьезным провалом», — заметила Колацки.

Правда, и «золотого голоса» у Усатого не будет — парламентское большинство есть и без него. Впрочем, может это и к лучшему: любые политические союзы до сих пор дорого обходились лидеру «Нашей партии», а теперь он сможет остаться вне коалиций и показать «свою игру».


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: