«Добивались полного оправдания». Как в деле Сандлера о торговле и сексуальной эксплуатации детей освободили всех обвиняемых
5 мин.

«Добивались полного оправдания». Как в деле Сандлера о торговле и сексуальной эксплуатации детей освободили всех обвиняемых

Вместе с экс-директором кишиневской гимназии-интерната № 3 Игорем Сандлером, осужденным на 17,5 лет тюрьмы за торговлю детьми для сексуальной эксплуатации, на свободе по решению суда оказался и бизнесмен Владимир Дребот. Следствие считало его «покупателем» сексуальных услуг несовершеннолетних. Апелляционная палата Кишинева отправила дело обоих на пересмотр: теперь суд заново заслушает всех свидетелей, включая потерпевшего. Сандлер и Дребот тем временем никак не ограничены в своих передвижениях. NM выяснил, что об этом думают адвокаты разных сторон, чем может закончиться новый процесс, и что планирует делать прокуратура.

Что случилось?

На заседании 24 сентября Апелляционная палата Кишинева (АП) отправила на пересмотр дело бывшего директора кишиневской гимназии-интерната № 3 Игоря Сандлера, осужденного на 17,5 лет тюрьмы за торговлю детьми для сексуальной эксплуатации. Его освободили в тот же день.

Как выяснил NM, пересмотр коснулся и бизнесмена Владимира Дребота, предполагаемого получателя сексуальных услуг. Суд первой инстанции приговорил его к 17 годам тюрьмы. Дробота тоже освободили в день заседания АП.

Напомним, по версии следствия, в 2017 году Сандлер заставил одного из воспитанников интерната, которым руководил, оказывать сексуальные услуги Дреботу. Прокуроры утверждали, что ребенок несколько месяцев жил в специально снятой для этого квартире и подвергался сексуальной эксплуатации.

Мотивировочная часть заключения АП пока не опубликована. Издание Ziarul de Garda сообщало, что решение о пересмотре связано с процессуальными нарушениями. Суд постановил, что при рассмотрении дела в первой инстанции коллегию судей сформировали с нарушениями.

Представлять обвинение при пересмотре дела будет Прокуратура по борьбе с организованной преступностью и особым делам. NM запросил комментарий прокуроров, но к моменту публикации ответ получен не был.

«Нет состава преступления»

В разговоре с NM адвокат обоих подсудимых Роман Аронов подчеркнул, что подавал жалобу в АП, чтобы добиться «не пересмотра дела, а полного оправдания» подсудимых. Он считает, что их нельзя судить по ст. 216 Уголовного кодекса о торговле детьми, потому что в их действиях «нет состава преступления». Аронов уверен, что оба невиновны.

Адвокат уточнил, что обжаловал приговор в АП, ссылаясь на многочисленные «грубейшие процессуальные нарушения». В частности, он утверждает, что дело его подзащитных распределили судьям механически, а не через систему случайного распределения дел. Кроме того, Сандлеру предъявили обвинения на 2 месяца позже положенного законом срока. Среди других претензий Аронова было, в том числе, и некорректное, по его мнению, формирование состава коллегии судей в первой инстанции.

Аронов считает, что решение АП означает полную отмену приговора первой инстанции, хотя суд и не вынес оправдательный приговор. Как уточнил адвокат, Сандлера и Дребота освободили прямо в зале суда. Никаких мер пресечения им не назначили: они могут свободно передвигаться и выезжать из страны. К моменту освобождения они отсидели в тюрьме 3 года и 7 дней.

Теперь, по словам адвоката, суд первой инстанции полностью заново пересмотрит дело.

«Время работает на подсудимых»

Адвокат несовершеннолетнего потерпевшего Наталья Байрам в разговоре с NM подчеркнула, что отправка дела на пересмотр «не означает, что с подсудимых сняты все обвинения, а доказательства по делу аннулированы».

Она считает, что с учетом отправки дела на пересмотр освобождение Сандлера и Дребота вписывается в законные рамки: они пользуются «презумпцией невиновности» до окончательного решения суда. Однако адвокат не согласна с решением АП. По ее словам, основной причиной отправки дела на пересмотр послужила смена одного из трех судей коллегии, которая рассматривала дело в первой инстанции. Судья Геннадий Плэмэдялэ тогда попросил самоотвод, объяснив это большой загруженностью делами. После замены одного судьи процесс не начали заново, а просто продолжили. Адвокат Наталья Байрам считает, что это допустимо, потому что сменился всего один судья. Она не видит в этом нарушения целостности рассмотрения дела.

Байрам подтвердила, что теперь процесс в первой инстанции заново пройдет все этапы, включая допрос потерпевшего ребенка. По ее словам, отправка дела на пересмотр не означает, что теперь судьи придут к другому выводу, однако, «риск есть», потому что с момента событий прошло много времени.

«Тогда ребенку было 14-15 лет, сейчас ему уже почти 18. Его взгляды на жизнь наверняка изменились. Рисков очень много. В большинстве случаев дела о насилии над детьми или торговле детьми основываются на показаниях потерпевшего. А в этом случае можно очень легко добиться того, чтобы их показания изменились, и часто дети вообще отказываются от показаний. Время действует не в пользу потерпевшего, и не помогает юстиции достичь своей цели и добиться правды. Время работает на подсудимых», — считает адвокат.

По ее словам, доказательства в таких делах могут «потерять актуальность». Не в пользу жертвы действует и то, что интерес общества к этому делу стих . Байрам считает, что защите Сандлера и Дребота удалось таким образом как минимум затянуть процесс.

***

В сентябре 2018 года, напомним, Сандлера приговорили к 17,5 годам тюрьмы, признав виновным в торговле детьми с целью их сексуальной эксплуатации. Еще одного обвиняемого по этому делу — бизнесмена Владимира Дребота приговорили к 17 годам заключения. Суд также обязал их выплатить жертве в общей сложности 900 тыс. леев морального ущерба.

Это дело получило большой общественный резонанс. По данным следствия, Сандлер заставил одного из воспитанников интерната оказывать услуги сексуального характера знакомому предпринимателю (Дреботу). «С согласия директора ребенок из социально уязвимой семьи с мая по сентябрь 2017 года жил в квартире, снятой бизнесменом, где его сексуально эксплуатировали. В сентябре ребенка спасли и передали органам опеки», — сообщала прокуратура. Кроме того, по данным следствия, в этом учебном заведении детей подвергали пыткам и жестокому обращению — наказывали за неуспеваемость и нарушение дисциплины. Руководство интерната, адвокаты и сам Сандлер обвинения отрицали.

Слушания по этому делу тогда прошли в парламенте, а правительство провело проверку в интернате, которым руководил Сандлер.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: