Новости о кишиневском аэропорте и связанных с ним авиакомпаниях всегда вызывают повышенный общественный интерес и бурные обсуждения. Корреспондент NM Николай Пахольницкий в авторской колонке решил порассуждать о том, почему повышение тарифов на парковку в аэропорту вызвало столько хейта, и почему важна коммуникация властей с гражданами о дальнейшей судьбе аэропорта.
Одной из самых обсуждаемых новостей минувших выходных стало повышение в два раза тарифов на парковку в Кишиневском аэропорту. А одна из партий посвятила этому отдельный пресс-релиз.
Но новые тарифы продержались недолго. Спустя несколько часов после того, как премьер Дорин Речан назвал повышение тарифов ошибочным, аэропорт объявил о пересмотре тарифов и снизил их на краткосрочную парковку, но увеличил на длительную.
Заявление премьера выглядело как минимум странным по двум причинам. Во-первых, Речан позиционирует себя как либерал и на посту премьера не раз говорил, что его приоритет — развитие предпринимательства, а однажды даже посоветовал пенсионеру «купить калькулятор». Во-вторых, парковка — отнюдь не жизненно важная услуга для подавляющего большинства граждан Молдовы хотя бы потому, что в аэропорт можно без проблем добраться на общественном транспорте или такси. При этом даже повышенный аэропортом тариф был соизмерим с тарифом на парковку, например, в аэропорту Ясс и намного ниже, чем в аэропорту Бухареста.
Но ситуация эта вовсе не уникальна и показывает, как власти реагируют на любую возможную критику своих действий после возврата аэропорта под управление государством.
Похожая ситуация была два месяца назад, когда тогдашний министр инфраструктуры Лилия Дабижа в одном из интервью заявила, что правительство не исключает новой концессии аэропорта. Но после критики со стороны оппозиции и пользователей соцсетей министерство тут же «уточнило», что министра неправильно поняли. При этом эксперты не видят никаких проблем в новой концессии, отмечая, что, как правило, государство — плохой управляющий. Об этом же в неофициальных беседах говорят и представители правящей партии.
Чтобы понять такую реакцию властей, надо сделать небольшое отступление. Десять лет назад, когда в Молдову пришел лоукостер Wizz Air, молдавский авиарынок кардинально изменился. Улететь из Молдовы в Италию и вернуться обратно стало дешевле, чем съездить на поезде в Бухарест. До этого цены на авиаперелеты были схожи с нынешними.
Особенность Молдовы в том, что значительная часть молдавских граждан (более 1 млн человек) постоянно живет за рубежом. Поэтому возможность недорого добраться в Молдову и обратно очень важна для них и для их родственников. И — да, за 10 лет граждане привыкли к Wizz Air и возможности дешево летать из Молдовы в страны Европы и обратно.
Поэтому любые новости, касающиеся аэропорта, его работы, новых рейсов очень интересуют граждан: новости об этом — одни из самых читаемых на нашем сайте.
Тему концессии аэропорта и ее расторжения несколько лет вовсю эксплуатировали разные политики, само слово «концессия» стало скандальным, а одно из предвыборных обещаний PAS было привлечь к ответственности виновных в незаконной концессии аэропорта.
Все это привело к тому, что тема аэропорта вызывает повышенный интерес и ожидание улучшений после его возврата под управление государства. Но вместо этого из аэропорта приходят только плохие новости (уход Wizz Air, приостановка полетов Air Moldova), при этом никто из властей внятно не объясняет, что происходит, либо же «сверху» выдают противоречивую информацию.
Несколько примеров. После расторжения концессии депутаты от правящей PAS уверенно заявляли, что государство отменит скандальный сбор €9 на модернизацию аэропорта. Но через несколько недель президент Майя Санду и премьер Речан заявили, что сбор пока отменять не будут, а лишь снизят его. Сбор снизили и пообещали отменить со следующего года.
Затем начались серьезные проблемы у авиакомпании Air Moldova, подконтрольной, по утверждению властей, Илану Шору. Весной компания стала массово отменять авиарейсы. Несмотря на риск банкротства Air Moldova и, как следствие, серьезное сокращение авиарейсов из Кишинева, власти комментировали ситуацию крайне скупо, говоря лишь, что «это — частная авиакомпания».
В результате Wizz Air и Air Moldova из Кишинева не летают, цены на билеты выросли в разы, а люди вынуждены летать из Ясс, потому что так дешевле.
Власти говорят, что ведут переговоры с разными авиакомпаниями о приходе на авиарынок Молдовы и, вроде, даже находят компании, готовые летать в Молдову.
Но в ситуации, когда цены на перелеты из Кишинева резко выросли, число рейсов значительно сократилось, и при этом миллион наших сограждан живет за рубежом, очень хотелось бы, чтобы у властей была единая политика управления аэропортом и общения с гражданами: они хотят и имеют право знать, что будет с аэропортом дальше, какие авиакомпании из него будут летать и во сколько это обойдется пассажирам.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!