Миллионов недостаточно. Как Молдове «довести до ума» национальную армию? #NMsolution
4 мин.

Миллионов недостаточно. Как Молдове «довести до ума» национальную армию? #NMsolution

Национальная армия Молдовы отпраздновала свое 30-летие. На торжествах по этому случаю президент Майя Санду заявила, что сейчас у Молдовы «появился уникальный шанс довести до ума реформу армии». NM решил выяснить, к чему пришла национальная армия за эти 30 лет, какие реформы ее могут ждать, и что надо сделать, чтобы у Молдовы появилось по-настоящему эффективная и современная армия.

Первые шаги новой власти

Новый министр обороны Анатолий Носатый, вступив в должность, первым делом наладил контакты со своими румынскими и украинскими коллегами. Поговорил по телефону с министром обороны Румынии Николае-Ионел Чукэ, который пообещал помочь преобразовать молдавскую армию в современную структуру, профессионально выполняющую свою миссию.

О преобразовании армии Носатый поговорил и с послом Украины Марко Шевченко, заверив его, что сотрудничество с внешними партнерами в оборонной сфере является одним из главных приоритетов нового руководства минобороны.

Президент и верховный главнокомандующий вооруженными силами страны Майя Санду, выступая на торжествах по случаю 30-летия национальной армии, заявила, что армия «играет важную роль в обеспечении независимости и территориальной целостности Молдовы». Поэтому, по словам Санду, необходимо продолжить реформы и модернизацию армии, и сейчас, когда все институты власти (парламент, правительство и администрация президента) работают сообща, у Молдовы «появился уникальный шанс довести эту реформу адо ума».

«Это перемены, которых мы давно ждали, и которые позволят расширить возможности военных», — добавила Санду, а министр Носатый заверил, что отныне «народ может рассчитывать на поддержку армии».

Армия и цифры

За последние 10 лет бюджетные расходы на армию составили 5,6 млрд. леев. При этом за это время номинальные расходы на армию выросли в четыре раза: с 223 млн леев в 2011 году до 914,5 млн в 2021 году.

На что армия тратила эти деньги? По данным самой нацармии, за последние четыре года минобороны провело закупки на 402 млн леев. Более четверти этой суммы ушло на провизию —115 млн леев, почти столько же (103 млн леев) — на ремонт зданий, а на ремонт и содержание автомобилей и бронетехники минобороны потратило 14,6 млн леев. Расходы на содержание «руководящих органов» и логистику составили за четыре года 639,5 млн леев, на содержание сухопутных и воздушных войск — 1,2 млрд. леев.

По данным из открытых источников, сейчас численность молдавской армии составляет около 5,1 тыс. человек. Женщины в молдавской армии тоже служат, в том числе на руководящих постах. По данным минобороны, в руководящем составе армии 2% женщин.

Сколько в молдавской армии контрактников, а сколько несут срочную службу, выяснить в минобороны не удалось: на запрос об этом NM в министерстве к моменту публикации материала не ответили.

В 2015 году, как рассказал тогдашний министр обороны Виорел Чиботару в интервью Deutsche Welle,  численность молдавской армии составляла 5,3 тыс. человек (наземные, воздушные и военизированные силы). Чиботару также сказал, что молдавскую армию необходимо модернизировать, но какие-либо реформы невозможны до тех пор, пока государство будет выделять на армию суммы, которых хватает только на провиант.

Реформы и финансы

Исполнительный директор Центра информирования и документирования НАТО в Молдове Елена Мырзак отметила в беседе с NM, что недофинансирование армии — даже не вчерашняя проблема. Молдова тратит 0,36% ВВП на содержание своей армии, это один из самых низких показателей в Европе, сказала Мырзак.

«Молдове нужны крупные инвестиции для модернизации вооружения и военного оборудования. Так как этого не происходит, военный потенциал страны непрерывно ослабевает, а текущих кадровых резервов недостаточно», — отметила Мырзак. По ее мнению, недостаточный интерес к военной службе объясняет и плохая ситуация с социальными выплатами и льготами для военных, служащих по контракту, а также низкие зарплаты и нехватка социального жилья.

«Общество тоже с недоверием относится к мощности и способностям нашей армии из-за той информации, которая исходит или как-то связана с институтом обороны. Мало информации о проделанной работе, учениях, участии в миротворческих операциях. Поэтому люди не верят, что национальная армия сможет их хоть как-то защитить в случае угрозы», — сказала Мырзак.

Выпускник Колумбийского университета в Нью-Йорке, эксперт в области безопасности Думитру Мынзарарь сказал NM, что для проведения реформы в области обороны необходимо для начала понять, какие есть риски. «Ведь именно они и определяют обороноспособность Молдовы. Нужно понимать, какие задачи должна решить предлагаемая реформа. Это должны быть четко сформулированные задачи, а не ерунда про опасность в регионе», — сказал эксперт.

Мынзарарь считает, что, перед тем как проводить реформы, власти должны для начала понять, как оборонный сектор отвечает на те или иные угрозы, и оценить его эффективность по отношению к реальной опасности. «Более того, надо выяснить, сможет ли минобороны получить от правительства финансовые ресурсы для этой реформы, и есть ли эти ресурсы у государства», — подытожил эксперт.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: