6 августа в Молдове появилось новое правительство во главе с Натальей Гаврилицей. После досрочных парламентских выборов партия «Действие и солидарность» (PAS) получила большинство в парламенте и возможность самостоятельно сформировать кабинет министров, ни с кем не делясь властью. Это влечет за собой и шансы, и риски для новой власти. NM вместе с экспертами разбирался в том, как единоличная власть, завышенные ожидания граждан и смена политического класса могут стать одновременно преимуществами и капканами для руководства страны.
1. Ожидания граждан
За пропрезидентскую партию «Действие и солидарность» на выборах 11 июля проголосовали почти 775 тыс. граждан Молдовы. Это большой кредит доверия, предполагающий и высокую легитимность новой власти, и высокий уровень ответственности. А также большие ожидания, который люди возлагают на власть и новое правительство.
Политолог Алексей Тулбуре считает, что именно завышенные ожидания — главная опасность для нового правительства. Ведь чем выше ожидания, тем сложнее им соответствовать.
«Как поступает правительство, которое не оправдало себя? Оно скатывается в популизм и в пиар. Однако нотки популизма присутствуют везде. Есть, например, антикризисные меры, которые необходимы здесь и сейчас. У людей нет времени ждать, к примеру, пенсии 2000 леев. Это антикризисная мера, но она не отменяет необходимости строить сильную систему социальной защиты», — сказал NM эксперт.
Политический эксперт Ион Тэбырцэ тоже считает, что высокие ожидания людей — вызов для нового правительства: «У общества сейчас очень большие ожидания, и если эти ожидания не оправдаются, то наступит большое разочарование. И за примерами не надо далеко ходить: это и Зеленский в Украине, и Пашинян в Армении».
Политолог Сергей Манастырлы считает высокие ожидания людей «миной замедленного действия» для нового правительства. «Если в течение ближайшего полугода перемен не будет, кредит доверия начнет стремительно таять, и уже весной будущего года у PAS и Майи Санду могут начаться проблемы с рейтингом», — считает эксперт.
2. Единоличная власть
Сейчас у PAS есть полная власть в стране. Это может обернуться и плюсом, и минусом для нового правительства. С одной стороны, у власти развязаны руки — никто не может помешать им претворить в жизнь реформы. С другой стороны, как показывает опыт других стран, в таких условиях велик соблазн использовать не вполне демократические меры для «ускорения» реформ и установления политического контроля над всеми государственными институтами. Чем это оборачивается, в Молдове видели все последние годы.
Сергей Манастырлы отмечает, что в Молдове нет сильной оппозиции, и это может плохо сказаться на работе нового правительства. «На самом деле главной проблемой новой власти может стать собственно она сама: излишняя самоуверенность и отсутствие серьезной оппозиции», — говорит Манастырлы.
Алексей Тулбуре, напротив, считает, что полнота власти только на руку будущему правительству.
«Тот факт, что правительство однопартийное — это плюс, так как не надо будет ни с кем идти на компромиссы для принятия некоторых фундаментальных реформ. Риск того, что некоторые решения могут принимать вне законных рамок, я считаю неоправданным. У нас есть закон о транспарентности принятия решений, и есть гражданское общество. Управление не должно происходить в отрыве от населения» — полагает Тулбуре.
3. Смена политического класса
В правительстве много новых лиц. А представители PAS обещают серьезную чистку государственного аппарата и приход туда новых людей. Критики новой власти говорят, что на место старых чиновников придут люди, многие из которых не обладают опытом в государственном управлении. И это тоже можно расценить по-разному.
Ион Тэбырцэ видит в этом недостаток. «[У новых кадров] практически нет опыта государственного управления. Есть определенная сложившаяся система госаппарата, и, если вбросить в нее людей извне, то система будет сопротивляться», — говорит эксперт.
Алексей Тулбуре, напротив, считает новые лица в правительстве шансом на развитие — как раз потому, что они не повязаны со старыми политическими кланами: «Мы видим много новых лиц, многие из них из неправительственного сектора. Люди в новом правительстве не коррумпированы, это главное».
Сергей Манастырлы, впрочем, видит риск того, что клановая система, закрепившаяся в силовых структурах в финансовых ведомствах в госаппарате, сможет поглотить и «переварить» правительство. Новая власть в этом случае ограничится лишь косметическими изменениями.
«Восстановление Молдовы невозможно без коренных изменений в обществе, без победы на этой системой связанных между собой олигархических, чиновничьих, судебных, прокурорских кланов», — подвел итог эксперт.