Молдавские прокуроры побывали в Турции и обсудили с коллегами вопросы, которые касаются пребывания в Стамбуле экс-лидера Демпартии Владимира Плахотнка. Об этом рассказал генпрокурор Александр Стояногло в эфире передачи Puterea a patra на телеканале N4. Также Стояногло рассказал, почему не собирается уходить в отставку, может ли Илан Шор беспрепятственно вернуться в Молдову, что будет с Георгием Кавкалюком, когда он приедет в Кишинев, и что не так с делом о «Ландромате».
О Плахотнюке
Плахотнюк, по сведениям генпрокурора, находится в Турции, несмотря на то, что в 2020 году Анкара сообщила Кишиневу, что Плахотнюка там нет. Кроме того, утверждает Стояногло, Плахотнюку не удалось получить гражданство Турции. Генпрокурор рассказал, что несколько недель назад молдавские прокуроры были в Турции и «обсудили» некоторые вопросы о Плахотнюке с турецкими коллегами. По его словам, у сторон есть «предварительное соглашение».
Стояногло допускает, что в молдавской прокуратуре может сохраняться влияние Плахотнюка. Он напомнил, что в 2019 году попросил прокуроров с сомнительной репутацией уволиться, но некоторые из них остались работать в Антикоррупционной прокуратуре.
«[Они] занимаются разными интригами, потому что у генпрокурора нет рычагов, чтобы их уволить», — сказал Стояногло.
О Кавкалюке
По словам Стояногло, как только лидер партии PACE Георге Кавкалюк вернется в Молдову, его задержат. После этого его доставят в прокуратуру, где ему предъявят обвинения, а затем отпустят. «Мы понимаем, что господин Кавкалюк делает все возможное, чтобы не приходить в прокуратуру», — сказал Стояногло. Кавкалюка, напомним, обвиняют в хулиганстве по делу «о зеленке».
О Шоре
Бизнесмена, депутата Илана Шора, в отличие от Кавкалюка, сразу арестуют, если он приедет в Молдову . Стояногло отметил, что в рамках дела, которое рассматривает Апелляционная палата Кагула, на имя Шора уже выдан ордер на арест. Поэтому прокуроры не должны обращаться в парламент за тем, чтобы лишить его депутатской неприкосновенности.
Также генпрокурор отметил, что Антикоррупционная и Прокуратура по борьбе с оргпреступностью расследуют «достаточно много дел» против Шора. Стояногло отметил, что, хотя Израиль отказался экстрадировать Шора в Молдову, Генпрокуратура ищет возможности, чтобы Шор предстал перед судом в Израиле или в Молдове.
О деле Таубер и Апостоловой
Генпрокурор считает, что дела против депутатов от партии «Шор» Марины Таубер и Регины Апостоловой открыли незаконно. Стояногло подчеркнул, что Таубер и Апостолова не были бенефициарами кражи миллиарда.
«Оказались в ненужное время, в ненужном месте. К сожалению, многие вещи, которые делались, делали для пиара», — сказал Стояногло. Он не исключил того, что обыски в домах у депутатов прошли под давлением политиков. Также Стояногло напомнил, что в марте 2021 года добился лишения иммунитета депутатов Петру Жардана и Дениса Уланова, и оба расследования уже завершили.
О Ландромате
Стояногло считает, что парламентская комиссия «по Ландромату» работала, чтобы «отвлечь внимание от расследования кражи миллиарда». Он считает, что на создании комиссии настояли депутаты от партии «Шор» и люди «из окружения Плахотнюка». Стояногло подчеркнул, что депутата от партии «Платформа Достоинство и Правда» Ингу Григориу «использовали», чтобы дискредитировать его «как генпрокурора».
«За спиной госпожи [Григориу] стоит Виорел Морарь. Он ее консультировал и готовил эти отчеты», — сказал Стояногло. Также он рассказал, что Григориу консультирует бывшая глава аппарата генпрокурора Оксана Цуркан, которую год назад он уволил из Генпрокуратуры за «финансовые нарушения».
Об отставке
Генпрокурор отметил, что «надеется» доработать до конца мандата. Стояногло напомнил, что прошел конкурс, который организовало правительство Майи Санду.
«Не моя вина, что не победил человек, которого они продвигали. Но это говорит о том, какие конкурсы они проводят. Более того, у меня была встреча с тогдашним премьер-министром и, по моим сведениям, полученным от людей из ее окружения, она осталась очень довольна», — сказал Стояногло.
Он отметил, что обратил внимание на кампанию последних дней, с помощью которой некоторые политики добиваются его отставки. «Я не понимаю, почему я должен уйти в отставку. Может потому, что я — гагауз? Эта тема очень распространена», — сказал Стояногло.
Он считает, что призывы депутатов от партии «Действие и солидарность» (PAS) о его отставке «скоординированы с другими учреждениями страны». Идею об оценке генпрокурора он назвал «глупостями». Cтояногло подчеркнул, что ни генпрокурора, ни президента нельзя проверять.
Что Стояногло сказал об отъезде Платона, читайте здесь.
Читайте также разбор NM Охота на генпрокурора. Уйдут ли в отставку Александра Стояногло.