«Сомнения в моей невиновности автоматически обеляют Шора и Плахотнюка». Как дело Платона движется к завершению
4 мин.

«Сомнения в моей невиновности автоматически обеляют Шора и Плахотнюка». Как дело Платона движется к завершению

Пересмотр уголовного дела бизнесмена Вячеслав Платона, по которому его приговорили к 18 годам тюрьмы, движется к завершению. После отказа прокурора от всех обвинений на заседании суда 1 июня состоялись прения сторон, на которых прокурор была предельно краткой. Платон уверен, что закон уже «не предусматривает другого варианта, кроме оправдательного приговора» по его делу. Корреспондент NM Надежда Копту следила за ходом заседания.

В суде Буюкан утром 1 июня начались судебные прения по делу против Платона о краже миллиарда. Прокурор Елена Черуца сразу напомнила, что еще 28 мая представила постановление с полным отказом от обвинений против Платона. Она напомнила, что в 2017 году по этому делу Платона приговорили к 18 годам лишения свободы, а Banca de Economii (BEM) потребовала от  него 800 млн долларов. Она считает, что дело надо вернуть для расследования в прокуратуру.

Адвокат Платона Ион Крецу, в свою очередь, рассказал версию защиты и почему подсудимого необходимо оправдть. По его словам, в 2016 году тогдашний глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь заявил, что пятью годами ранее Платон через свои компании якобы нанес ущерб молдавским банкам. Крецу подчеркнул, что в 2020 году прокуроры установили, что  в 2011 году деньги от этих компаний Платон заплатил бизнесмену и политику Владимиру Плахотнюку за активы.

При этом, по словам адвоката, в 2014 году Платон с Плахотнюком заключили обратную сделку. Крецу утверждает, что при заключении этой сделки с Платоном расплатились деньгами, украденными из BEM. Адвокат напомнил, что в 2020 году прокуроры подтвердили причастность бизнесмена Илана Шора и Плахотнюка к краже миллиарда. Адвокат подчеркнул, что, если бы все это выяснилось еще в 2016 году, Платона оправдали бы уже тогда.

После адвоката слово взял Платон. Он заявил, что его дело «было примером правового нигилизма, потому что они издевались над законом, как могли».

«Я думаю, в своей практике вы такого не видели», — сказал Платон, обращаясь к судьям. Он напомнил, что ему не давали возможности ознакомиться с материалами дела, прокуроры отклоняли все его ходатайства и не позволяли участвовать в судебных заседаниях.

«Только для одного свидетеля, Натальи Политовой-Кангаш, я подготовил 260 вопросов в письменной форме, но мне не дали их передать адвокатам. О допросе главного свидетеля Илана Шора моих адвокатов не предупредили, и они не успели подготовить вопросы», — сказал он.

Платон также напомнил, что во время рассмотрения его дела в Апелляционной палате (АП) судьи пропускали важные этапы судебных заседаний. И упомянул, что тогда его адвокатов удалили из зала суда, а госзащитник, которого ему предоставили, «просто молчал».

Он добавил, что судья АП Любовь Брынзэ рассказывала, что во время рассмотрения его дела на нее давили.

«Сомнения в моей невиновности автоматически обеляют Шора и Плахотнюка, этих зловещих персонажей. Абсолютно понятно, что реальные виновники этого преступления хотят избежать преследования, но факты — вещь упрямая, и закон должен восторжествовать», — сказал Платон.

После заседания суда Платон сказал журналистам, что «закон не предусматривает другого варианта, кроме оправдательного приговора».

Следующее заседание по делу Платона, оставшемуся без обвинений, назначили на 14 июня.

***

По уголовному делу, которое сейчас пересматривает суд Буюкан, Вячеслава Платона обвиняют в мошенничестве в особо крупных размерах и отмывании денег (ст. 190 и 243 Уголовного кодекса РМ). Согласно первоначальной версии следствия, компании, которые Платон контролировал через своих людей, получали необеспеченные залогом кредиты, которые позже погашали за счет средств Banca de Economii (BEM). Речь шла о сумме примерно 800 млн леев.

20 апреля 2017 года Платона приговорили по этому делу к 18 годам лишения свободы. 18 декабря 2017 Апелляционная палата оставила приговор в силе. Высшая судебная палата (ВСП) дважды оставляла его в силе. Последний раз ВСП приняла такое решение в начале мая 2020 года.

А 18 мая 2020 года генпрокурор Александр Стояногло сообщил, что по делу Платона проведут ревизионную проверку. Генпрокурор пояснил, что прокуратура «изучила факты, которые раньше намеренно игнорировали», и пришла к выводу, что обвинение против Платона строилось на «ложных показаниях» Илана Шора. После ревизионной проверки дело Платона передали в суд на пересмотр.

Отметим, 28 мая 2021 года после того, как прокурор по делу Платон отказалась от предъявленных ему обвинений, президент Майя Санду заявила, что проанализирует законность этого постановления прокуратуры. Санду отметила, что «группировка Платона опасна для безопасности страны», а решение прокуроров «вызывает беспокойство».

О том, как пересмотр дела Платона помогает в продвижении расследования кражи миллиарда, можно почитать в материале: «Доска Платона. Что нового мы узнали о краже миллиарда за последний год»

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: