В начале октября «Молдовагаз» продлил контракт на поставку газа лишь на месяц, и теперь вынужден закупать газ по индексной цене — $800 за тысячу кубометров, а цена для конечных потребителей может вырасти до 6 леев за кубометр. Уже 6 октября компания попросила потребителей сократить расходы газа, так как страна потребляет больше, чем импортирует. В республике активно обсуждают возможный энергетический кризис. Но он уже коснулся далеко не только Молдовы. NM изучил, что пишут об этом международные СМИ, и объясняет, как и почему мир остался без газа и угля, и чего стоит ждать дальше.
«Невидимый, но жизненно важный газ»
Bloomberg
Эксперты Bloomberg утверждают, что запасы газа в Европе стремительно истощаются. Из-за попыток отказаться от угля и перейти на более чистые источники энергии страны будут все больше зависеть от газа, который обогревает дома и приводит в действие целые отрасли промышленности. Но газа сегодня не хватает, чтобы обеспечить восстановление экономики после пандемии и наполнить опустошенные хранилища до наступления зимних холодов. Страны предлагают все более высокие цены в попытке обеспечить поставки топлива, а экспортеры, такие как Россия, стараются оставить больше газа для внутренних нужд. По мере снижения температуры ситуация будет только усугубляться.
Кризис в Европе предвещает проблемы остальному миру. Дефицит энергоресурсов на континенте заставляет правительства выступать с предупреждениями об отключении электроэнергии и о закрытии промышленных предприятий.
Запасы газа в европейских хранилищах находятся на исторически низком уровне для этого времени года. Это вызывает беспокойство, поскольку безветренная погода привела к снижению объемов энергии, вырабатываемых ветряными турбинами, а устаревающие атомные станции в Европе постепенно выводят из эксплуатации. Это делает газ еще более востребованным. Неудивительно, что за последний год цены на газ в Европе выросли почти на 500% и сейчас находятся на рекордном уровне.
Ожидается, что даже обычно холодная зима в Северном полушарии приведет к дальнейшему росту цен на природный газ в большинстве стран мира. В Китае промышленные потребители, включая производителей керамики, стекла и цемента, могут отреагировать повышением цен на свою продукцию. Бразилия может столкнуться с высокими счетами за электроэнергию, а экономика таких стран, как Бангладеш или Пакистан, которые не могут позволить себе закупать газ, может попросту остановиться.
«Этой зимой миллионы людей во всем мире ощутят последствия резкого роста цен на природный газ. Мир в зимние месяцы будет сражаться с чем-то невидимым и тем не менее жизненно важным. Речь идет о вызывающем тревогу дефиците поставок газа», — пишет автор Bloomberg Стивен Стапчински.
«Есть то, что человек не в силах контролировать…»
Washington Post
«Энергию сейчас так трудно достать, что в некоторых провинциях Китая вводят лимит на потребление электроэнергии, европейцы платят завышенные цены за сжиженный природный газ, на электростанциях в Индии заканчивается уголь, а средняя цена за галлон обычного бензина в США достигла (8 октября) $3,25 — по сравнению с $1,72 в апреле», — пишет журналист Washington Post Уилл Ингланд.
По его словам, внезапный энергетический кризис, охвативший мир, угрожает и без того неустойчивым цепочкам поставок энергии, усиливает геополитическую напряженность и ставит под сомнение готовность стран переходить к «зеленой» революции в энергетике.
«Сейчас мир с трудом способен обеспечить себя энергией», — пишет Ингланд.
За нынешним кризисом в энергетике, по словам журналиста, стоит восстановление экономики после пандемии коронавируса и наступившее после застоя сокращение добычи угля, нефти и газа. Среди других факторов — необычайно холодная зима в Европе, истощившая запасы газа, ураганы, заставившие остановить нефтеперерабатывающие заводы в Персидском заливе, и длительное затишье в Северном море, которое повлияло на работу ветряных турбин.
«Правительства пытаются срочно ввести субсидии для граждан, чтобы избежать резкой политической реакции. Чувствуется тревога за то, что может произойти или не произойти этой зимой. Есть то, что человек не в силах контролировать, и это погодные условия», — пишет Ингланд.
«Цены сорвались с цепи»
РБК
РБК, ссылаясь на начальника управления структурирования контрактов и ценообразования «Газпром экспорта» Сергея Комлева, пишет, что в Европу [в этом году] недопоставили 14 млрд куб. м газа. В общей сложности речь идет о 4–5% потребления (в Европе ежегодно потребляется около 550 млрд куб. м), но «этого было достаточно, чтобы цены сорвались с цепи».
В этих условиях в регионе начался энергетический кризис. На 4 октября заполненность хранилищ достигла 75,87%. И этого все равно слишком мало, учитывая начинающийся отопительный сезон и грядущую зиму. Обычно перед зимним сезоном хранилища должны быть заполнены более чем на 90%.
«Рабочим приказано подниматься по лестницам»
Financial Times
«Рабочим приказано подниматься по лестницам, производители вынуждены резко сокращать объемы производства товаров в преддверии Рождества, а домовладения на несколько дней остаются без электричества. Нехватка электроэнергии вызвала тревогу у властей и панику у предпринимателей», — пишет журналист Financial Times Праймроуз Райордан, комментируя ситуацию в Китае.
По его словам, энергетический кризис в Китае во многом вызван новыми политиками властей в области «зеленой» энергетики. Пекин в течение многих лет постепенно закрывал угольные шахты и электростанции по соображениям экологии и безопасности, однако проблемы начались еще в прошлом году.
Большая часть поставок угля в страну осуществляется из провинций Шаньси и Шэньси и из Внутренней Монголии, где идет кампания борьбы с коррупцией в угольной промышленности. В прошлом году из-за этой кампании в стране были нарушены поставки угля, а некоторые шахты и вовсе закрыли из-за приказа властей «очистить небо» в преддверии 100-летия Коммунистической партии и Национальных игр КНР.
Более того, в Китае ввели политику «целевого энергопотребления», и в некоторых случаях власти даже могут ограничивать финансирование энергетических проектов, связанных с высоким энергопотреблением. В провинциях, которые не смогли достичь «целевых показателей» в первой половине года, ввели нормированное потребление электроэнергии.
А что в Молдове?
На пресс-конференции 11 октября вице-премьер, министр инфраструктуры и регионального развития Андрей Спыну рассказал, что в октябре цены на газ для конечных потребителей в Молдове не изменятся, а далее все зависит от контракта, который правительству удастся заключить с «Газпромом». При этом власти уже разрабатывают систему компенсаций и пособий для граждан из уязвимых слоев общества на время отопительного сезона.
Министр отметил, что размер помощи будет зависеть от цены на газ, поэтому пока общая сумма компенсаций неизвестна. «Если у нас будет фиксированная цена, и если мы продлим контракт этого года, то речь о €20-25 млн. Если цена будет выше, то и сумма компенсаций больше. Надо подождать решения», — заключил он.
Эксперт в области энергетики Сергей Тофилат в беседе с NM объяснил, что в Молдове энергетический кризис уже наступил: долгосрочный «газовый контракт» еще не заключили, а за этим могут последовать и проблемы с производством электроэнергии.
Одним из признаков кризиса Тофилат считает решение «Газпрома» перевести Молдову с долгосрочных цен на спотовые. По его мнению, «Газпром» может специально затягивать продление контракта и считает, что это связано с «политической повесткой Кремля в отношении Молдовы». При этом Тофилат отмечает, что Россия вряд ли откажется от продления договоренностей или полностью прекратит подачу газа в Молдову, потому что «есть Приднестровье».
Тофилат напомнил, что год назад «Газпром» направил проект меморандума с правительством Молдовы для урегулирования газового долга Правобережья. «Цель простая: перевести долг с „Молдовагаз“ на бюджет. Практически нас шантажируют», — считает эксперт.
Говоря о резервных планах на случай, если поставки газа из России все-таки прекратятся, Тофилат отметил: «Есть резервные варианты обеспечения газом жителей правобережья, но Молдове придется закупать газ по рыночным ценам — $1 тыс. — $1 200. Газ будет, но властям придется искать и ресурсы для выплаты населению компенсаций. Я думаю, что изучаются варианты поставки газа из Румынии, Украины или каких-то европейских хабов».
По его словам, проблемы с газом могут повлиять и на ситуацию с электроэнергией. «Молдова производит 20% потребляемой электроэнергии, остальные 80% берем у МолдГРЭС или у Украины. Молдавская ГРЭС работает на природном газе, поэтому тут все взаимосвязано», — говорит Тофилат.