inform.kz

Как в Молдове лечат COVID на дому. Сколько это стоит, и зачем врачи назначают ненужные лекарства

В Молдове больше трети заболевших коронавирусом лечатся на дому. Речь идет о тех, кто болеет COVID в легкой форме. Таких больных минздрав передал на попечение семейных врачей, разработав для них протокол лечения, в котором из лекарств только парацетамол. Однако, как выяснил NM, некоторые семейные врачи выходят далеко за рамки этого протокола, назначая при легких симптомах вируса несколько антибиотиков и иммуномодуляторы.

Протокол минздрава

Лечить на дому заболевших коронавирусом в легкой форме в Молдове стали с 10 апреля. За это время из более чем 25 тыс. заболевших 6158 человек уже прошли амбулаторное лечение, а 2538 продолжают лечиться дома.

Согласно протоколу, который разработали в минздраве для лечения таких больных, семейные врачи должны назначать им промывание носа изотоническим или гипертоническим раствором (при необходимости — 2% солевым раствором), при повышении температуры до 38,5°C — 500 мг парацетамола каждые шесть часов и симптоматическое лечение.

При этом в минздраве подчеркнули, что пациентам с коронавирусом нельзя назначать ибупрофен, аскорбиновую кислоту, иммуномодуляторы и антибиотики либо из-за их недоказанной эффективности при лечении COVID-19, либо из-за их бесполезности, когда болезнь протекает в легкой форме. Согласно протоколу, антибиотики назначают только в стационаре при подозрении на сопутствующую бактериальную инфекцию и при поражении легких.

Как отметила в интервью NM министр здравоохранения Виорика Думбрэвяну, домашнее лечение касается только тех, кому от 18 до 60 лет, и у кого нет хронических заболеваний. Речь идет, как подчеркнула министр, об очень легком симптоматическом лечении — парацетамоле и пр. «Категорически не может быть и речи о других медикаментах. Если мы говорим о других лекарствах — антибиотиках и т.д., значит, мы говорим об ухудшении состояния. И пациент уже не может лечиться дома, его нужно госпитализировать», — пояснила Думбрэвяну и попросила, чтобы лечащиеся от COVID дома сообщали в министерство, если им выпишут антибиотики или другие лекарства, кроме парацетамола.

Если придерживаться рекомендованного минздравом лечения на дому, то его стоимость, по подсчетам министерства, не превышает 300 леев. «Все пациенты с легкими формами коронавируса лечатся по единому стандарту, им выписывают одни и те же препараты. Они дешевые и доступны всем. По нашим подсчетам, препараты для курса лечения могут стоить от 200 до 300 леев. Компенсация этих препаратов не оправдана», — заявила в конце июня глава управления политик в области первичной, неотложной и общественной медицинской помощи минздрава Татьяна Затык.

«Протокол» семейных врачей

Однако, как выяснилось, на практике семейные врачи не всегда придерживаются рекомендованного минздравом протокола. Независимый муниципальный советник из Комрата Светлана Георгиева рассказала NM, что пациентам, которые лечатся от коронавируса на дому в Комрате, назначают сразу несколько антибиотиков (азитромицин, цефтриаксон), иммуномодуляторы (арбидол) и другие лекарства.

Чтобы не быть голословной, Светлана Георгиева предоставила NM фото списков лекарств, выписанных семейными врачами больным COVID.

Светлана Георгиева
Светлана Георгиева

 

Светлана Георгиева

Согласно одному из таких назначений, пациенту с легкой формой коронавируса следует принимать противовирусный препарат тамифлю, антибиотик азитромицин, бад цинкит, витамины кальций D3 Nicomed и антикоагулянт ангиофлюкс. Если у пациента температура поднимется выше 38°C, то следует принимать еще и антибиотик цефтриаксон.

Учитывая, что курс лечения коронавируса длится по меньшей мере 14 дней, стоимость препаратов по такому рецепту может превысить 2 тыс. леев.

Георгиева также рассказала, что из-за того, что многие семейные врачи в Комрате находятся дома на самоизоляции, пациенты не могут получить у них рецепты: «Приходится через третьих лиц искать семейного врача  или через знакомых просить в аптеке продать антибиотики [без рецепта]». Также, по словам Георгиевой, из-за нехватки тестов на коронавирус некоторым пациентам с симптомами приходилось сдавать анализ в частной лаборатории в Комрате, несмотря на то, что им должны делать тест бесплатно.

Такое «непротокольное» лечение COVID, по информации NM, практикуют не только семейные врачи из Комрата. Так, медработник из Тараклии на условиях анонимности рассказала NM, что у них лечащимся на дому от коронавируса выписывают антибиотик азитромицин, иммуномодулятор арбидол, противогрибковый препарат и витамины. Рецепт на антибиотики выдают в поликлинике.

А сотруднику NM, заболевшему COVID в легкой форме, семейный врач из клиники медуниверситета им. Тестемицану порекомендовал противовирусные и иммуномодулирующие кагоцел и арбидол и гомеопатический препарат эргоферон.

Такого не может быть?

Замдиректора Центра здоровья в Комрате Валентина Филева, комментируя назначения семейных врачей в районе, сказала, что антибиотики и иммуномодуляторы могут выписывать только пациентам в состоянии средней тяжести, которые по каким-то причинам отказываются от госпитализации. По поводу невозможности получить рецепты Филева сказала, что, даже если семейный врач находится на самоизоляции, рецепты можно получить в поликлинике. Информацию о нехватке тестов Филева тоже опровергла: «Бесплатных тестов у нас хватало и хватает на всех, у кого есть симптомы коронавируса».

NM не удалось получить в минздраве комментарий по поводу опубликованных мунсоветником из Комрата рецептов: на письменный запрос, отправленный 15 июля, к моменту публикации материала министерство не ответило. А на неоднократные звонки NM в пресс-службе сообщали, что не могут сказать, когда министерство подготовит ответ на запрос.

Врач из Кишинева с 30-летним стажем, настоявшая на анонимности, назвала несколько причин того, что семейные врачи по телефону назначают при легких формах коронавируса противовирусные препараты и антибиотики. «Во-первых, врачу может не хватать опыта, интуиции, квалификации. Во-вторых, они перестраховываются, опасаются жалоб пациентов, иногда им просто не хватает времени объяснить пациенту, что и почему они назначают», — считает собеседница NM. Кроме того, по ее словам, семейные врачи настолько замучены, что не в силах разобраться в ситуации и принять правильное решение о лечении больных. «Да и сами протоколы иногда вызывают сомнения, даже те, что составляет ВОЗ», — отметила медик.

А как лечат в Приднестровье

В Приднестровье коронавирус на дому не лечат. Всех пациентов, у которых выявили COVID, госпитализируют. Один из пациентов, которого госпитализировали в рыбницкий COVID-госпиталь с 20-процентным поражением легких, рассказал NM, что его лечили антибиотиками цефтриаксоном, азитромицином, левофлоксацином и изипеном. «Мне давали также лекарства от малярии (иммард) и от ВИЧ. Гепарин (антикоагулянт) в живот кололи четыре раза в день в течение восьми дней. Знаю, что те, у кого не было пневмонии, получали только таблетки иммард, а затем калидавир (от ВИЧ)», — рассказал собеседник. Он также отметил, что каждому больному COVID лечение назначают индивидуально в зависимости от его состояния, степени поражения легких и насыщенности крови кислородом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Настоящая любовь бывает лишь дважды, вакуум не пуст, а огонь изменил нашу ДНК. Наука от NM по воскресеньям

Ученые выяснили, что настоящая страсть в среднем случается с людьми всего два раза в жизни, узнали, что использование огня навсегда изменило наши гены, измерили скрытую связь между кварками в вакууме и объяснили, почему искусственный интеллект не уничтожит рабочие места. Об этих и других новостях науки — в еженедельном обзоре NM.

ИИ не уничтожит профессии, а изменит их

Политики и общественные деятели напрасно пугают людей массовой безработицей из-за внедрения искусственного интеллекта, утверждается в новом анализе Wall Street Journal. Громкие заголовки, основанные на отчете Goldman Sachs о том, что 300 млн рабочих мест «подвержены влиянию» ИИ, были истолкованы неверно. Экономисты пояснили «подверженность» означает, что технологии могут взять на себя выполнение рутинных задач, а не то, что сама должность исчезнет.

На практике автоматизация скучной работы, такой как сканирование документов или первичная бухгалтерия, позволяет сотрудникам переключаться на более ценные виды деятельности. Например, помощники юристов вместо копирования бумаг начинают заниматься анализом сложных дел, а бухгалтеры перейдут от простого заполнения налоговых деклараций к финансовому консультированию. Люди не потеряют работу, а начнут выполнять более сложные и творческие функции, которые машине пока не под силу.

При этом экономисты предупредили об опасности паники. Если государства начнут массовые программы переобучения, основанные на страхе безработицы, это может навредить экономике.

Вакуум не пуст. Физики нашли скрытую связь частиц

Группа ученых, используя коллайдер RHIC (Relativistic Heavy Ion Collider — Релятивистский коллайдер тяжелых ионов), представила доказательства того, что пустота вокруг нас на самом деле наполнена сложной структурой. Ученые исследовали так называемый квантовый вакуум — состояние пространства, в котором постоянно рождаются и исчезают пары виртуальных частиц (кварков и антикварков). До сих пор было сложно доказать, как именно этот «кипящий бульон» влияет на обычную материю, из которой мы состоим.

В ходе экспериментов физики сталкивали протоны на огромных скоростях и измеряли свойства вылетающих частиц — гиперонов. Они обнаружили, что спины (моменты вращения) этих частиц коррелируют, то есть связаны друг с другом определенным образом. Этот сигнал «запутанности» подтверждает, что частицы наследуют свои свойства прямо из вакуума. Это помогает объяснить загадку, откуда берется основная масса протонов и нейтронов, ведь составляющие их кирпичики- кварки сами по себе весят ничтожно мало.

Открытие проливает свет на явление конфайнмента (невозможности получить кварк в свободном виде). Представьте, что вы пытаетесь разорвать резинку: если тянуть слишком сильно, она не просто растянется, а порвется, создав два новых конца. Так и с кварками: энергия вакуума не дает им разлететься, создавая новые частицы. Теперь у ученых есть экспериментальный способ изучать, как именно из «ничего» рождается «все».

Огонь заставил наши гены адаптировать кожу к ожогам

Группа биологов из Имперского колледжа Лондона выдвинула новую гипотезу эволюции человека, назвав ее «ожоговым отбором». Согласно их исследованию, умение наших предков контролировать огонь, появившееся около миллиона лет назад, принесло не только пользу (тепло, защита, приготовление пищи), но и страшную цену — регулярные тяжелые ожоги. Ни один другой вид на Земле не сталкивается с таким высоким риском термических травм на протяжении всей жизни.

Ученые проанализировали геном человека и сравнили его с геномами приматов. Оказалось, что гены, отвечающие за заживление ран и воспалительные реакции, у людей эволюционировали значительно быстрее. Постоянное соседство с открытым огнем действовало как жесткий фильтр естественного отбора: выживали те, чья иммунная система могла быстро справиться с ожогом и не допустить смертельной инфекции. Это объясняет, почему реакция человеческого организма на травмы иногда бывает чрезмерно бурной — это древний защитный механизм.

Ученые подсчитали вспышки страсти

Американские исследователи из Института Кинси решили перевести романтику на язык сухих цифр и выяснить, сколько раз в жизни человек испытывает страстную любовь. Опросив более 10 тыс. одиноких взрослых в возрасте от 18 до 99 лет, они пришли к выводу: в среднем настоящее сильное чувство настигает человека всего два раза за всю жизнь. При этом 14% опрошенных признались, что вообще никогда не испытывали подобного состояния.

Интересно, что результаты опровергли популярные стереотипы о «холодных мужчинах» и «эмоциональных женщинах». Исследование показало, что гетеросексуальные мужчины сообщали о вспышках страстной любви даже чаще, чем женщины. Ученые связывают это с тем, что мужчины могут быть более ориентированы на визуальные стимулы и быстрее идеализируют партнерш на ранних этапах, тогда как женщины часто подходят к выбору более прагматично.

Ученые при этом отметили, что страстная любовь — это нестабильная, «взрывная» фаза, которая физиологически не может длиться вечно. Понимание того, что такие моменты редки, может помочь людям больше ценить их, когда они случаются, и не расстраиваться, когда страсть переходит в более спокойную фазу привязанности.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Больше нет статей для показа
5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: