Журналисты vs мэрия. Как онлайн-издание из Тараклии TUK.md не дает спокойно жить местной власти

Онлайн-издание из Тараклии TUK завершило работу над проектом «Развитие в Молдове гражданского общества местного уровня», который финансировали Евросоюз и Фонд Конрада Аденауэра. В рамках проекта журналисты tuk.md опубликовали более 90 материалов о работе местных властей Тараклии. Главный редактор издания Лидия Гадараг рассказала в интервью NM, помогли ли эти публикации решить городские проблемы, как коронавирус повлиял на реализацию проекта, и как к нему отнеслись жители района и мэрия.

Расскажите об этом проекте, и о том, зачем он был нужен?  

Цель проекта «Активный гражданин», который нам помогли реализовать Евросоюз и Фонд Конрада Аденауэра, в том, чтобы повысить уровень вовлеченности жителей Тараклии в работу органов местной власти: мэрии и муниципального совета. Мы и до этого писали о работе местной власти, но благодаря проекту мы смогли акцентировать внимание на этой теме и использовать для этого новые для нас форматы: инфографику, тесты. Раньше в таких форматах мы не работали.

За год, с 1 ноября 2019 по 1 ноября 2020 года, мы опубликовали более 90 материалов, посвященных тому, как работает местная власть, как она взаимодействует с горожанами, как расходуются бюджетные деньги, и как жители региона могут на это повлиять.

Этот проект был очень нужен, потому что многие жители города и района не понимали, что такое мэрия, что такое районный совет, чем они отличаются и чем занимаются, кто такой городской советник, что такое аппарат председателя района, какие полномочия есть у председателя и т.д. Была также большая необходимость рассказать и объяснить людям, что такое власть, почему нужно с ней взаимодействовать и как можно ее контролировать.

Эпидемия как-то повлияла на проект?

В рамках этого проекта мы планировали опубликовать за год 73 материала и провести несколько тренингов. Но из-за эпидемии нам пришлось отказаться от трех тренингов из шести, потому что в Молдове ввели из-за коронавируса режим ЧС и запретили массовые мероприятия. Поэтому мы пересмотрели планы и вместо тренингов опубликовали больше журналистских материалов.

Вы публиковали материалы в рамках проекта только на русском языке?

В Тараклийском районе живут в основном русскоговорящие болгары — это более 60% населения. Но есть и румыноязычные жители. Чтобы не ущемлять этих читателей, мы переводили на государственный язык все материалы проекта «Активный гражданин».

Благодаря этому мы также увеличили охват аудитории и привлекли новых читателей, так как материалы проекта читали и жители других районов, где больше людей говорят на государственном языке.

Как читатели реагировали на материалы о городе и местных властях?

Обратная связь есть, она очень разная. Нас радует, в первую очередь, то, что люди начали интересоваться местной властью. Жителям стало интересно, что происходит на заседаниях районного совета, все больше людей смотрят прямые эфиры этих заседаний, задают вопросы о работе райсовета. Это огромный плюс этого проекта. А есть и читатели, которые предлагают новые темы для материалов.

А как у вас налажена связь с читателями?

У нас есть номер телефона, по которому читатели могут звонить в редакцию. Например, нам звонят и говорят, что обратились в мэрию с проблемой, там обещали ее решить, но ничего не сделали. Такое происходит постоянно, и мы пытаемся помочь людям и сами обращаемся в мэрию.

Можете привести пример?

Например, в начале года мы узнали, что у вдовы ветерана войны, малоимущей пенсионерки нет дров для того, чтобы топить печь. Это при том, что каждую зиму мэрия выделяла в помощь малоимущим дрова для отопления. Мы сходили к женщине домой, поговорили с ней и обратились за комментарием к властям.  И выяснилось, что решений о выделении дров этой зимой городским советом не принималось.

Мы написали об этом, рассказали историю женщины. Многие читатели, в том числе из-за рубежа, решили отправить деньги, чтобы помочь пенсионерке купить дрова. А мэр после выхода этого материала все-таки выделил дрова малоимущим жителям, правда за счет «спонсорских средств». И нынешней зимой малоимущие семьи тоже получили дрова.

Еще один пример: весной от читателей мы узнали, что местный Apa-Canal вынуждает потребителей заменять водомеры на новые или лично отвозить их на поверку, причем делать это за свой счет. И это во время пандемии.

Мы написали об этом несколько материалов. Обращались в Нацагентство регулирования в энергетике, изучали законы и выяснили, что в местном Apa-Canal действовали незаконно. Они должны были менять водомеры за свой счет. Когда в городе Тараклия последний раз пересматривали тариф на воду, его повысили, включив в него, в том числе расходы на водомеры. Мы искали аудиозапись заседания специализированной комиссии, которая готовила это решение, но она загадочным образом исчезла, а в протоколе это указано не было.

Мы даже опубликовали инструкцию для граждан о том, что делать, если в Apa-Canal просят заменить водомер за свой счет. Некоторые жители даже приходили в редакцию с просьбой помочь написать заявление, в котором они отказываются заменять водомер за свои деньги. После этой истории в Apa-Canal перестали требовать, чтобы потребители заменили водомеры.

Как реагируют на это сами власти?

Местные власти не так относятся к нашей работе, как читатели. Мэр города всегда недоволен нашими материалами.

По итогам последних местных выборах осенью 2019 года мэром Тараклии стал представитель партии «Шор» Вячеслав Лупов. С тех пор прозрачности в работе местной власти стало еще меньше, чем было до выборов. В мэрии теперь не отвечают по телефону на вопросы журналистов, просят прислать письменный запрос. Это сильно усложняет и удлиняет процесс работы над материалами.

Наша команда журналистов работает в Тараклии более 10 лет, и до осени 2019 года мы всегда могли просто позвонить сотрудникам мэрии и быстро получить ответ. Такой закрытости, как сейчас, никогда не было. Мы стараемся с этим бороться, но, к сожалению, за год, когда мы работали над этим проектом, мэрия не стала работать более прозрачно.

Сейчас мы — единственное местное СМИ в Тараклийском районе. У нас с нынешними властями сложились такие отношения: мы узнаем о проблеме, рассказываем о ней, мэр не дает нам комментарий, а потом проводит какую-то акцию, связанную с этой проблемой, и приглашает другие СМИ, которые рассказывают зрителям и читателям, что мэр решает проблемы.

В условиях, когда мэрия стала еще более закрытой для граждан, проект «Активный гражданин» стал еще более актуальным, стало еще важнее показать людям, как должны работать местные власти и какие у них полномочия.

Какие итоги вы можете подвести?

Мы на конкретных примерах показали, что органы местной власти — это не только полномочия и права, но и обязательства и ответственность. Показали, что их работу нужно контролировать. Обратная связь, которую мы получаем от читателей в комментариях и сообщениях в соцсетях, а также увеличение интереса к работе властей — это самые важные результаты нашей работы в этом проекте.

После завершения проекта вы продолжите писать на городские темы?

Конечно, мы продолжим информировать граждан. Скоро мы начнем работу над аналогичным проектом другого фонда, потому что очень важно рассказывать о работе местных властей и расходовании бюджетных средств. Мы — единственное местное СМИ, которое честно пишет о городских проблемах в Тараклии.

Партнерский материал

 

Похожие материалы

3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: