МГБ «может обос**ться». В Приднестровье завели дело об экстремизме после инцидента с флагом Украины в магазине тканей
8 мин.

МГБ «может обос**ться». В Приднестровье завели дело об экстремизме после инцидента с флагом Украины в магазине тканей

В Тирасполе 58-летнего Виктора Плешканова поместили под административный арест на 5 суток за «мелкое хулиганство». Поводом стало то, что, находясь в магазине тканей, он вслух сказал, что повесит у себя на балконе украинский флаг, а МГБ Приднестровья «может обосраться». Пока Плешканов находится под арестом, у него дома провели обыск, и теперь ему грозит уже уголовная статья об «экстремизме». NM рассказывает обстоятельства этого дела, и почему защитник Плешканова уверен, что его наказывают за выражение мнения.

О деле Виктора Плешканова NM рассказал его защитник, юрист информационно-правового центра «Априори» Степан Поповский. Сам Плешканов к моменту публикации находится в изоляторе временного содержания при УВД Тирасполя.

Кто такой Плешканов

Виктору Плешканову 58 лет, он живет вместе с женой и сыном в Тирасполе. Как рассказал NM Поповский, постоянной работы в Приднестровье у его подзащитного нет. Он зарабатывает «эпизодически», когда выезжает за границу. Его супруга работает в частной местной фирме. Плешканов не состоит в политических организациях, но активно выражает свое мнение в социальных сетях. В том числе — о местных властях Приднестровья.

«Он — ярый сторонник Украины. Настолько ярый, что приветствие „Слава Украине!“ сдерживать не может. Как-то зашел в маршрутку и вместо „здрасте“ сказал — „Слава Украине!“. Маршрутчик тут же привез его в прокуратуру. И я вытащил его оттуда», — рассказывает Поповский.

Первый протокол на Плешканова составили в начале марта. Тогда Плешканов вывесил на своем балконе украинский флаг. Как говорит Поповский, «очень добрые соседи беспокоятся, не дай бог об Украине заговорят»: из-за флага вызвали милицию. Согласно приднестровскому законодательству, если вывешивается иностранный флаг, рядом с ним должен быть и приднестровский флаг, причем не меньше размером. Протокол за нарушение составили, но дальше этого дело не пошло.

Как появился протокол за «нецензурную брань» в магазине тканей

Под арестом Плешканов оказался из-за другого эпизода. 23 марта он зашел c женой в магазин «Ткани» и увидел там висящие приднестровский и российский флаги.

«Он сказал „почему нет украинского?“. Это не претензия, он прикалывался. А потом сказал: „А я возьму себе у вас ткани, сошью себе украинский флаг и вывешу на балконе. И пусть МГБ обосрется“. После этого он купил желтую и голубую ткань и ленточки. Побыл в магазине минут 15 и ушел», — рассказывает Поповский.

Уже 5 апреля Плешканова пригласили в отделение милиции и сообщили, что на него составили протокол о правонарушении по статье о «мелком хулиганстве», которая предполагает до 15 суток ареста. Сотрудник милиции сообщил, что материалы для этого дела собрало и предоставило министерство госбезопасности Приднестровья (МГБ).

Поповский подчеркивает, что делами о «мелком хулиганстве» вообще не должна заниматься госбезопасность: за эти вопросы отвечает милиция. Плешканову же вменялось «нарушение общественного порядка и нецензурная брань» в адрес продавца магазина тканей.

Как «оскорбилось» МГБ

Судебное разбирательство длилось полных два месяца. Как рассказал Поповский, три продавца магазина не подтвердили в суде, что это была «нецензурная брань». Также оказалось, что они не вызывали сотрудников МГБ. На вопрос юриста во время суда продавцы рассказали, что сотрудники спецслужбы сами приехали в магазин, уже с фотографией Плешканова.

«Они [сотрудники МГБ] практически сами написали эти объяснения. Но все продавцы подтвердили фразу „сошью флаг, повешу на балконе и пусть МГБ обосрется“», — уточняет Поповский.

Юрист потребовал, чтобы в суд как свидетелей вызвали и сотрудников МГБ. Но судья сначала не стал рассматривать это ходатайство, как предполагает закон, а потом вообще отклонил его.

«Мы так и не поняли, кто, почему их пригласил [в магазин], и откуда у них были фотографии. Мы предположили, что за ним идет слежка. Но это предположение», — говорит Поповский.

В итоге Плешканову присудили 5 суток административного ареста. Уже в постановлении суда оказалось, что судья изменил даже состав правонарушения: вместо «брани» в отношении продавца, описанной в протоколе милиции, в постановлении суда говорится о брани «в отношении органов госбезопасности».

«Такое недопустимо. Вы подписываете протокол, чтобы точно знать, в чем вас обвиняют. Тут судья молча изменил событие правонарушения, и при этом не вызвал свидетелей из МГБ. Этот суд не отвечает требованиям эффективного средства защиты. Это не суд — продолжение силовых органов Приднестровья», — уверяет Поповский.

В решении суда говорится, что своим поведением Плешканов «дестабилизировал эмоциональное состояние» свидетелей. В документе также подтверждается, что материалы по делу собирали сотрудники МГБ.

«Действия и высказывания Плешканова имели явно выраженную международно-политическую подоплеку», — так в постановлении суда объясняется вмешательство в дело МГБ. Отметим, в документе также подтверждаются все даты и обстоятельства, рассказанные защитником Плешканова.

Постановление Меринова.pdf by newsmakermd on Scribd

Как дошло до «экстремизма»

10 июня Плешканова привели в суд Тирасполя, а затем сразу поместили под предварительный арест на 5 суток. С тех пор он находится в изоляторе временного содержания при УВД Тирасполя.

Тем временем 11 июня к нему домой пришли с обыском. На этот раз оказалось, что обыск проводится в рамках расследования уголовного дела о «публичных призывах к экстремизму» через интернет и СМИ. Это статья 276, п. 2 Уголовного кодекса Приднестровья, которая предполагает штраф или тюремный срок от трех до пяти лет. Поповский называет это «дежурной статьей», которую местные власти используют, чтобы бороться с альтернативными мнениями.

Поповскому 13 июня удалось добиться свидания с подзащитным. По его словам, камера находится в подвальном помещении.

«Конечно, он переживает, потому что не может понять, за что его осудили. За то, что высказывался? Для него это непонятно. Говорит, „я же не призывал ни к чему, только высказывал свое мнение“», — уточняет юрист.

Правозащитник дополняет, что тюремные условия для Плешканова могут оказаться «катастрофическими»: у него удален желчный пузырь. В заключении ему не могут обеспечить нужное дробное питание.

Поповский уточнил, что 15 июня истекает срок 5-дневного административного ареста Плешканова. Но юрист предполагает, что его подзащитного не выпустят, назначив новый арест уже по уголовному делу.

Пока Поповский отправил жалобу на постановление суда об административном аресте, а также запросил в суде определение об обыске и в МГБ — протокол об обыске.

Жалоба На Постановление Меринова.pdf by newsmakermd on Scribd

Отметим, за время разбирательства по делу о «мелком хулиганстве» на Плешканова составили еще один схожий административный протокол за разговор в магазине «5 карманов». 11 апреля, по словам Поповского, его подзащитный был там с женой и тоже с кем-то «обсудил Украину», после чего пошел домой. 12 мая его снова пригласили в милицию и составили протокол о «мелком хулиганстве» по материалам МГБ. Но это дело пока дальше не пошло.

Как «зачищают» общественное пространство Приднестровья

Сам Поповский уверен, что дело Плешканова полностью сфабриковано, и его наказывают именно за «выражение мнения». Юрист считает это продолжением многолетней политики приднестровских властей по искоренению как политической оппозиции, так и любых «неудобных» мнений среди местных жителей.

«Министерство госбезопасности занимается умами людей, прочисткой рядов, исключением из активного общественного участия людей, которые имеют позицию, не отвечающую требованиям пророссийской направленности. […] Любое высказывание, поползновение придавливается в зародыше. В обществе накапливается страх и ощущение безысходности. Подавляется любое мнение, которое не совпадает с мнением правящей верхушки, не созвучное с позицией РФ», — говорит Поповский.

Он утверждает, что в последнее время местные власти сменили тактику, и «зачищают» общественное пространство тихо. Он предполагает, что может быть еще больше жертв подобных дел.

«Идет скрытое вычисление и устранение. Может быть, еще есть пострадавшие, о которых мы не знали. Власть избрала новый метод работы — не афишировать, убирать людей. В отсутствии правосудия и контроля этой системе доверять нельзя», — считает Поповский.

***

Отметим, неправительственная международная организация Freedom House в специальном отчете о ситуации в Приднестровье за 2021 год отнесла регион к «несвободным» территориям в том числе из-за не соблюдения свободы собраний и свободы выражения мнений.

За последние три года в регионе было несколько аналогичных дел об «экстремизме». В 2020 году уголовное дело завели на уроженку Тирасполя, 22-летнюю журналистку Ларису Калик за книгу «Год молодости», в которую вошли анонимные интервью молодых людей, недавно прошедших приднестровскую армию. Она покинула территорию Приднестровья. Позже по схожему обвинению в «призывах к экстремизму» арестовали и год продержали в тюрьме активиста Геннадия Чорбу из Рыбницы.

Следующее аналогичное дело завели против оппозиционного политика из Тирасполя, члена местной Компартии Александра Самония. Его обвиняют в написании анонимных постов в Facebook, где якобы содержатся призывы к «социальной вражде и нетерпимости» и оскорбления лидера Приднестровья Вадима Красносельского. Самоний объявлен в розыск, и скрывается от местных властей.

За посты в социальных сетях в Приднестровье арестовывают не только по статье об экстремизме. Ранее в Приднестровье в марте 2019 года в Уголовный кодекс ввели статью за «оскорбление президента». Уже через несколько месяцев NM узнал об аресте двух пенсионеров — Татьяны Беловой и ее супруга Сергея Мировича из села Чобручи Слободзейского района. Их задержали за оскорбление Красносельского в постах в Telegram. Их местонахождение долго не было известно. Весной 2020 года выяснилось, что обоих приговорили к трем годам тюрьмы. Белову выпустили в 2020 году. По сведениям NM она пошла на договор со следствием и признала свою вину. Мировича отпустили в конце 2021 года: указ о помиловании подписал лидер Приднестровья Вадим Красносельский.

Читайте также: Российских миротворцев может и дворник обидеть. Как в Приднестровье преследуют за «экстремизм» и «оскорбления президента»


Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: