В Молдове 18 января прошел первый день «японской забастовки» адвокатов. Они возмущены тем, что депутаты хотят лишить их неприкосновенности. Адвокаты утверждают, что от такой меры могут пострадать их подзащитные. Первый день забастовки прошел мирно — адвокаты повязали белые ленты в знак несогласия с инициативой депутатов. Однако они обещают полностью прекратить работу, если их требования не услышат.
18 января в Молдове прошел первый день «японской забастовки» адвокатов. Они не согласны с тем, что депутаты предложили исключить из закона «Об адвокатуре» пункт, который не позволяет начинать уголовное преследование адвокатов без санкции Совета Союза адвокатов. Согласно плану, одобренному Советом Союза адвокатов, 18 и 19 января адвокаты выражают протест с помощью белых лент, повязанных на руку. Если их требования не услышат, они обещают прекратить работу с 20 по 24 января.
Экс-министр юстиции и адвокат Олег Ефрим рассказал на своей странице в Facebook, что присоединился к забастовке. Он напомнил, что адвокаты хранят «профессиональную тайну» — информацию, полученную от клиентов. «Любое вмешательство в работу адвоката должно быть обоснованным. Необходимо проанализировать цель такого вмешательства, и важнее ли оно права адвоката и его клиента на неприкосновенность профессиональной тайны», — написал он.
Адвокат Ион Кобыщенко тоже напомнил о безопасности информации, которую адвокаты получают от клиентов. «Этот протест не о неприкосновенности адвокатов, а о тайне переписки между клиентом и адвокатом, а также о неприкосновенности его рабочего места, где хранятся все данные клиентов», — подчеркнул адвокат.
Адвокат Николета Хрипливый-Камински была лаконичной. Она опубликовала фото с повязкой, на которой написано: «Забастовка». «Сделаем так, чтобы нас услышали», — написала она.
Экс-глава Союза адвокатов Нина Лозан опубликовала несколько фотографий с протестующими коллегами и отметила, что «судьи могут последовать примеру адвокатов». «Правовое государство можно поддержать, только обеспечив адвокатов гарантиями и не допуская вмешательства в работу судей», — написала она.
Адвокат Алина Палий тоже напомнила о том, что власти не должны вмешиваться в профессиональную деятельность адвокатов. «Независимость адвокатов — это их возможность свободно использовать все правомерные способы защиты своих клиентов, не опасаясь вмешательства органов власти в свою профессиональную деятельность», — отметила Палий.
Продекан кагульской коллегии адвокатов Марьяна Туркулец опубликовала фото, на котором около 20 адвокатов стоят с белыми повязками.
Адвокат Октавиан Казак тоже раскритиковал поправки к закону «Об адвокатуре». Он не согласился с тем, что механизм об исключении которого идет речь, воспринимают как «иммунитет» адвокатов. «Адвоката и сегодня можно подвергнуть уголовному преследованию, прослушке и т.д. Согласен, что и в адвокатуре нужно навести порядок. Вы хотите поймать тех, кто носит кульки. Не проблема — это можно сделать, поймав их с поличным», — написал он. Казак подчеркнул, что лично ему «такая гарантия не нужна». «Но я думаю об адвокатах, которые занимаются уголовными делами. Хочу знать, как госпожа депутат [от партии „Действие и солидарность“ Олеся Стамате] защитит их», — написал он.
Казак также предложил, чтобы поправки к закону «Об адвокатуре» вступили в силу, когда Стамате «вернется в адвокатуру». «История показывает, что большинство адвокатов, которые „уходят в политику“, рано или поздно возвращаются в адвокатуру», — написал Казак.
Напомним, согласно закону «Об адвокатуре» в нынешней редакции — адвоката нельзя ни задержать, ни арестовать, ни обыскать без предварительного согласия Совета Союза адвокатов. Однако, если речь идет о случаях, когда адвокат пойман с поличным разрешение Совета не нужно.
Депутат от PAS Олеся Стамате предложила полностью убрать этот пункт из закона. 17 января многие адвокаты раскритиковали предложение Стамате. После это Стамате рассказала, что предложенная ею поправка вписывается в план борьбы с коррупцией правящей партии. Стамате отметила, что адвокаты настаивают на том, чтобы «из-за злоупотреблений, которые прокуратура совершала в прошлом», их защитили. Однако, она считает, что защитный механизм должен быть «одинаковым для всех». Стамате напомнила, что с 1 апреля 2022 года вступают в силу поправки, которые ограничивают иммунитет судей. (Это подразумевает, что неприкосновенность судей работает, только если против них хотят открыть уголовное дело за принятые ими решения. В то же время функциональный иммунитет не распространяется на расследования случаев коррупции). Таким же способом планируют ограничить и иммунитет депутатов. Стамате предложила адвокатам «компромисс»: без разрешения Союза адвокатов можно будет арестовывать только по делам о коррупции адвокатов.
18 января министр юстиции Сергей Литвиненко поддержал Стамате. Он рассказал, что поддерживают идею о лишении адвокатов иммунитета. й. Также Литвиненко согласился с необходимостью прийти к «компромиссу» и предложил, чтобы иммунитет не распространялся на случаи коррупции.