Максим Андреев / NewsMaker

Корпорация Плахотнюка. Как старая система сопротивляется новому генпрокурору

Судебная система Молдовы сопротивляется всякий раз, когда сталкивается с делами и обвинениями против экс-лидера Демпартии Владимира Плахотнюка. Это заявил генпрокурор Александр Стояногло, по мнению которого некоторые судьи «продолжают служить корпорации Плахотнюка». Эксперты говорят, что в этом нет ничего удивительного, учитывая «оптимизацию судебной системы», которую успел провести Плахотнюк. NM в связи с этим решил напомнить, как старая система блокирует расследование дел Плахотнюка, Metalferos и кражи миллиарда.

Дело Виорела Мораря

Генпрокуратура впервые сообщила о «проблемах в судебной системе» в феврале 2020 года в связи с делом экс-главы Антикоррупционной прокуратуры Виорела Мораря, которого обвинили в злоупотреблении служебным положением. Согласно материалам дела, Морарь, кроме прочего, «защищал Плахотнюка и его людей от подозрений по делу о краже миллиарда».

Дело Мораря суд Буюкан начал рассматривать 14 февраля. В тот же день судьи освободили Мораря под судебный контроль после двух месяцев ареста. При этом одна из судей — Анна Кучереску выступила с особым мнением, в котором сообщила, что не согласна с коллегами, решившими освободить Мораря из-под ареста.

17 февраля Генпрокуратура заявила, что судейскую коллегию, рассматривающую дело Мораря, сформировали незаконно. Прокуроры пояснили, что дело попало на рассмотрение к Анне Кучереску, но по ходатайству адвокатов Мораря к рассмотрению дела привлекли еще двух судей. В Генпрокуратуре отметили, что, после того как дело распределили одной судье, нельзя было принимать решение, что его будет рассматривать судейская коллегия. Также прокуроры обратились в Высшую судебную палату (ВСП) и попросили, чтобы дело Мораря передали на рассмотрение в другой суд. ВСП в этом отказала.

Сейчас дело Мораря продолжает рассматривать суд Буюкан. Морарь находится на свободе, которую суд не ограничил ни одной из мер пресечения.

Кража миллиарда и ордер на арест Плахотнюка

О причастности Плахотнюка к краже миллиарда представители гражданского общества говорили еще в 2015 году. Однако, пока Морарь возглавлял Антикоррупционную прокуратуру, с 2016 по 2019 год, прокуроры расследовали только действия фигурировавших в деле «группы Шора», «группы Филата» и «группы Платона». «Группа Плахотнюка» появилась в деле, после того как генпрокурором стал Стояногло и изменил стратегию расследования.

В мае 2020 года генпрокурор сообщил, что прокуратура собрала доказательства того, что Плахотнюк был бенефициаром кражи миллиарда. Плахотнюку предъявили обвинения в создании организованной преступной группы, отмывании денег в особо крупных размерах и в мошенничестве в особо крупных размерах.

Но прокуратуре было непросто дойти до этого. Сначала тогдашний глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь отказался предоставить новому генпрокурору материалы дела о краже миллиарда. Затем примеру Мораря последовал Нацбанк, тоже отказавшийся предоставить прокурорам документы, которые они запрашивали. Только после серии обысков НБМ сообщил, что готов сотрудничать с прокуратурой.

Тормозила дело и судебная система. Несмотря на предъявленные Плахотнюку обвинения, судьи не торопились по запросу прокуроров выдать ордер на арест Плахотнюка. Апелляционная палата пять раз переносила рассмотрение этого вопроса. И, хотя обычно ходатайства об аресте рассматривают в течение нескольких дней, рассмотрение ходатайства об аресте Плахотнюка затянулось почти на месяц. АП рассмотрела этот вопрос только после того, как Генпрокуратура распространила пресс-сообщение, в котором подчеркнула, что отсрочки суда по этому делу «сводят на нет усилия правоохранительных органов».

Ходатайство прокуроров об аресте имущества Плахотнюка суд удовлетворил лишь частично, разрешив арестовать 10 объектов недвижимости в Молдове, но отказал в аресте недвижимости Плахотнюка в Швейцарии, Франции и Румынии общей стоимостью €7,7 млн.

Обыск в офисе ДПМ

Прокуроры столкнулись с сопротивлением судебной системы и когда в рамках расследования кражи миллиарда запросили ордер на обыск бывшего центрального офиса Демпартии. Следствие выяснило, что из бывшего офиса ДПМ вывозят вещи и документы, которые важны для расследования. Однако суд сектора Чеканы и АП Кишинева отклонили ходатайства прокуроров об обыске. В итоге обыск провели на основании мотивированного постановления прокурора без санкции судьи (это разрешает Уголовно-процессуальный кодекс, но после обыска и задержания необходимо получить санкцию суда). По итогам обыска задержали главу отдела информационных технологий ДПМ Михая Кукоша. Также прокуроры изъяли из офиса ДПМ документы и компьютеры (подробно об этом NM рассказал в материале «Консьерж секретных переговоров»).

Дело Metalferos

Делом Metalferos тоже вплотную занялись после прихода в Генпрокуратуру Стояногло. На брифинге 20 августа он отметил, что Антикоррупционная прокуратура более года вела «поверхностное расследование» этого дела. Их работу пришлось провести Генпрокуртуре, которая выяснила, что за компаниями, которые проводили сомнительные финансовые операции с Metalferos, стоял Плахотнюк.

Прокуроры провели обыски и задержали 16 подозреваемых по этому делу. При этом суды три дня тянули с рассмотрением запроса о проведении обысков. А затем суд и АП отклонили ходатайства прокуроров об аресте задержанных, среди которых четверо полицейских. Прокуроры просили об их аресте, так как они могут повлиять на ход расследования.

По словам Стояногло, из оперативных источников ему известно «о настойчивых попытках фигурантов дела повлиять на расследование, которое ведут прокуроры».

Metalferos куют пока горячо. Что происходит вокруг любимой госмонополии Плахотнюка

И что дальше

На брифинге 20 августа Стояногло заявил, что, если положение дел не изменится, он «инициирует кардинальные изменения в судебной системе». О каких изменениях идет речь, он не пояснил, отметив, что на этом этапе их рано обсуждать.

По мнению юриста Штефана Глигора, в поведении судей нет ничего удивительного: «Плахотнюк в 2018 году провел оптимизацию судебной системы. Из 43 судов первой инстанции осталось 15. Это значит, что теперь есть 15 ручных председателей, которые выполняют его указания». По словам Глигора, часть судей АП на несколько лет раньше попала под влияние Плахотнюка.

Эксперт считает, что генпрокурор Стояногло сразу после вступления в должность должен был расследовать «не отдельные эпизоды, а деятельность организованной группировки Плахотнюка, включая депутатов и судей». «Ты не можешь ни с чем бороться, если судьи, которые были частью организованной группы Плахотнюка, рассматривают твои запросы», — считает Глигор.

Адвокат Виктор Мунтяну, в свою очередь, отметил, что у генпрокурора есть «широкая палитра действий». Мунтяну напомнил, что генпрокурор по праву должности входит в состав Высшего совета магистратуры (ВСМ) и как член совета может поднимать на заседаниях ВСП любые вопросы. Также Мунтяну отметил, что прокуроры могут писать жалобы на судей. Кроме того, по словам Мунтяну, Стояногло может обратиться в Венецианскую комиссию или Конституционный суд, чтобы они растолковали определенные вопросы, связанные с судебной системой.

«Думаю, основной посыл сегодняшнего выступления [Стояногло] был в том, что судебная система должна работать по закону, а не защищать чьи-то интересы. Время покажет, поняли ли этот сигнал», — отметил Мунтяну.

Штефан Глигор считает, что ситуация не изменится, если не провести реформу прокуратуры и всей системы юстиции. Однако, по его мнению, с нынешним составом парламента это вряд ли возможно.

Также Глигор считает, что Стяоногло должен открыто говорить не только о судьях, которые сопротивляются расследованию резонансных дел, но и о прокурорах, которые так поступают. «Давно пора это сделать», — отметил Глигор.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Tudor Mardei / NewsMaker

Кого Чебан привел в парламент? Кто есть кто в блоке «Альтернатива»

Блок «Альтернатива», созданный в начале года несколькими оппозиционными политиками, получил по итогам парламентских выборов восемь мандатов. NM продолжает серию материалов о «новичках» в парламенте, которую открыли публикации «Кто такой Василе Костюк?» и «Ренато Усатый и его команда». В этом материале — о политическом пути и доходах лидеров и членов блока, которые могут занять депутатские кресла.

Блок «Альтернатива» объединил четыре оппозиционные политические силы: партию «Движение национальной альтернативы» (MAN) мэра Кишинева Иона Чебана, «Партию развития и объединения Молдовы» (PDCM) экс-премьера Иона Кику, партию «Гражданский конгресс», которую представляет Марк Ткачук, и команду экс-генпрокурора, кандидата на выборах президента 2024 года Александра Стояногло.

Проевропейский мэр

Ион Чебан первый раз выиграл выборы мэра Кишинева в 2019 году, баллотируясь от Партии социалистов (ПСРМ). Тогда Чебан был одним из фронтменов партии. К ПСРМ Чебан присоединился в 2012 году, когда, будучи депутатом парламента, покинул Партию коммунистов (ПКРМ). С 2016 по 2018 год Чебан был советником по внутренней политике президента Игоря Додона. В президентской кампании 2020 года Чебан активно поддерживал Додона, хотя после мэрских выборов 2019 года Чебан приостановил членство в ПСРМ, а затем покинул партию.

Спустя два года, в 2022 году, он основал партию MAN, которая позиционирует себя как проевропейская.

NewsMaker

Летом 2025 года, в разгар избирательной кампании на парламентских выборах, Иону Чебану запретили въезд в Румынию, а затем и в страны Шенгенской зоны, объяснив это угрозой безопасности. Чебан назвал это решение политическим и потребовал от Бухареста более внятных объяснений запрета.

В декларации о доходах и имуществе за 2024 год Чебан указал, что заработал в должности мэра около 301 тыс. леев (примерно 25 тыс. леев в месяц). Он также получил более 125 тыс. леев командировочных. Никаких других доходов, активов или имущества Чебан не задекларировал. При этом он указал зарплату жены — почти 50 тыс. леев и дивиденды от компании TIVI KIDS в сумме 173 тыс. леев. Кроме того, она получила чуть более 2 тыс. леев за аренду автомобиля и более 184 тыс. леев пособий по уходу за ребенком.

Кроме того, согласно декларации, в 2024 году семья Чебана получила денежные подарки в сумме 20 тыс. леев на два дня рождения, а также €19 850 (386 тыс. леев) на рождение ребенка. Семья мэра владеет домом, квартирой и участком земли, которые оформлены на жену Чебана. Земельный участок они купили в 2012 году за 159 997 леев, квартира, полученная в дар в 2016 году, оценивается в 991 775 леев. Чебан также владеет автомобилем марки Skoda Kodiaq 2023 года выпуска, купленным в 2024 году за €37 тыс.

Стоит отметить, что Чебан, возглавляющий список кандидатов блока «Альтернатива», еще до выборов сообщил, что в случае прохождения в парламент откажется от депутатского мандата в пользу мандата мэра.

«Не политик»

Вторым номером в списке идет Александр Стояногло. В отличие от других лидеров блока «Альтернатива» у него нет своей партии.

Стояногло много лет проработал в системе прокуратуры. Во второй половине 1990-х был прокурором Гагаузии, а с 2001 по 2007 год — замгенпрокурора Молдовы. Затем сменил прокурорское кресло на кресло депутата: с 2009 по 2014 годы был депутатом парламента двух созывов, баллотируясь от Демпартии.

В 2006 и в 2014 годах Стояногло дважды безуспешно баллотировался в башканы Гагаузии как независимый кандидат.

В 2019 году Стояногло по итогам конкурса занял пост генпрокурора. В октябре 2021 года его отстранили от должности. Тогда Высший совет прокуроров поручил прокурору Виктору Фуртунэ начать против Стояногло уголовный процесс на основании жалобы Лилиана Карпа, депутата от пришедшей к власти в 2021 году партии «Действие и солидарность» (PAS). Вскоре против Стояногло завели несколько уголовных дел по обвинению в злоупотреблении властью, пассивной коррупции и указанию неверной информации в декларации о доходах и незаконном обогащении. Стояногло своей вины не признал и направил жалобы в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Tudor Mardei | NewsMaker

В 2024 году он баллотировался в президенты от ПСРМ, при этом в партии не состоял. Тогда Стояногло говорил, что не является политиком. Он вышел во второй тур, но в итоге проиграл действующему президенту Майе Санду. При этом внутри страны он получил больше голосов, чем Санду

Согласно декларации, в 2024 году Стояногло получил значительный доход от предпринимательской деятельности: 496 тыс. в компании Corten-Vin и 170 тыс. леев в компании Agroseminvest. Кроме того, жена Стоянгло заработала на аренде 98 тыс. леев.

В 2015 году, согласно декларации, Стояногло получил в наследство жилую недвижимость стоимостью почти 30 тыс. леев, а также половину жилого дома площадью 91,5 м² стоимостью более 62 тыс. леев, и еще половину объекта недвижимости площадью 20,6 м² стоимостью 13 тыс. леев. Кроме того, Стояногло получил в наследство квартиру площадью 161,3 м², купленную за 942 тыс. леев в 2003 году, когда он работал замгенпрокурора. Стояногло также владеет недвижимостью площадью 60 м², купленной в 2016 году за 844 тыс. леев, и двумя автомобилями — Mitsubishi Outlander 2005 года за 80 тыс. леев и Hyundai Tucson 2021 года за 575 тыс. леев.

Стояногло также задекларировал беспроцентный кредит 200 тыс. леев, который взял в 2023 году и должен погасить к 2026 году.

Бывший премьер

Ион Кику — третий в списке кандидатов от блока. В 2000-х Кику работал на разных должностях в министерствах экономики и финансов. В 2008-2009 годах был советником по экономике и внешней политике премьер-министра Зинаиды Гречаной.

С декабря 2018 по июнь 2019 года Кику был министром финансов в правительстве демократов Павла Филипа. Тогда же Кику участвовал в нашумевшей акции, когда демократы во главе с Владимиром Плахотнюком забросали живыми индюками администрацию тогдашнего президента Игоря Додона.

А осенью 2019 года после вотума недоверия правительству Санду Кику возглавил правительство. В премьеры его выдвинул Игорь Додон. В декабре 2020 года Кику подал в отставку.

Премьер-министр, Кику
Пресс-служба правительства

Согласно декларации о доходах, в 2024 году Кику заработал почти 42 тыс. леев в компании Cahulpan и более 80 тыс. леев в должности председателя PDCM, а также получил 150 тыс. леев пожертвований. Его жена заработала почти 270 тыс. леев в компании Imunotehnomed.

В собственности семьи Кику, согласно декларации, три земельных участка в черте города стоимостью 3,8 тыс. леев, 125 тыс. леев и 250 тыс. леев. Кроме того, Кику владеет жилым домом за 4 тыс. леев (унаследованным в 1994 году), квартирой площадью 59,9 м², купленной в 2020 году за 799 тыс. леев, и домом площадью 77,9 м², купленным в 2015 году за 776 тыс. леев, а также автомобилем марки Audi 2020 года, купленным 2023 году за 410 тыс. леев.

Кику также указал в декларации долги. В 2020 году он взял кредит на 690 тыс. леев под 5% годовых со сроком погашения до 2040 года. В 2022 году он взял кредит на 150 тыс. леев под 0% годовых и сроком погашения до 2026 года.

Бывший коммунист

Марк Ткачук — четвертый в списке кандидатов в депутаты блока «Альтернатива».

Ткачук — историк по образованию, кандидат исторических наук. Политическую карьеру начал в начале 2000-х, когда вошел в команду лидера коммунистов Владимира Воронина и стал фактически основным идеологом Партии коммунистов (ПКРМ). Был депутатом парламента двух созывов, а также советником президента Владимира Воронина по внутренней политике (в 2002-2008 годах). В 2014 году Ткачук сложил депутатский мандат, после чего его исключили из Партии коммунистов.

Andrei Mardari / NewsMaker

Летом 2019 года после конституционного кризиса и смены власти в стране Марк Ткучук стал одним из инициаторов создания партии коллективного действия «Гражданский Конгресс». В партии нет единого лидера, ею управляет коллективный орган. На досрочных парламентских выборах в 2021 году партия не смогла преодолеть избирательный порог. В 2023 году Ткачук баллотировался в мэры Бельц, но уступил оппонентам.

В декларации за 2024 год Ткачук зарплату около 24 тыс. леев (2 тыс. леев в месяц) в компании Stratum Plus. Его жена получила 10 373 лея в той же компании. Судя по декларации, у Ткачука нет ни домов, ни автомобилей, ни долгов.

Кто еще в команде «Альтернативы»

Кроме лидеров блока, в парламент проходят еще четыре кандидата, следующие по списку. Двое из них представляют MAN: Гаик Вартанян и Ольга Урсу.

Гаик Вартанян — депутат парламента предыдущего созыва, в который прошел по списку ПСРМ. В 2022 году он покинул Партию социалистов и присоединился к MAN. Он также вышел из фракции ПСРМ и объявил себя независимым депутатом. За 2024 год он указал доход 227 729 леев.

Ольга Урсу — финансист, вице-мэр Кишинева. В декларации за 2024 год указала доход 470 655 леев.

Партию Кику в будущем парламенте представит также Лилиана Якони. Она шеф дирекции публичных политик в министерстве финансов. За 2024 год Якони задекларировала доход 431 188 леев.

Среди кандидатов от «Альтернативы», прошедших в парламент, есть и беспартийная Габриэлла Кунева. Она была госсекретарем министерства финансов в правительствах Филипа и Кику. В декларации о доходах за 2024 год она указала 24 тыс. леев зарплаты и 690 тыс. леев дивидендов как основатель аудиторского сообщества Ask Me.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: