Самые важные тексты 2019 года ВЫБОР ЖУРНАЛИСТОВ NM
Журналисты NM по традиции выбрали самые важные, на их взгляд, материалы, опубликованные на сайте NewsMaker в уходящем году. И объяснили, почему они так считают. Речь в этих материалах идет о самом разном: о том, как легко нас одурачить и как просто нами манипулировать, о людях, чья жизнь не изменяется после свержения олигархов, о том, что перемены возможны, даже если в них никто уже не верит, о МЕSTE, в котором тепло и людям, и животным, и о том, как всё в этом мире и в этой жизни перемешано, связано и неразделимо.
Ольга Гнаткова Редактор отдела «Общество»
В Молдове в этом году хватало révolutions и других зрелищ. До liberté, égalité, fraternité мы, правда, снова не дотянули. Большая часть жителей страны так и осталась в креслах для зрителей. Чтобы спорить о том, какой фланг сильнее, и что же будет в следующем сезоне этого бесконечного политического сериала.
Для меня же самые важные вещи в этом году были вновь сказаны вдали от протестных палаток и парламентских трибун. О том, что происходит в молдавских селах с обычными людьми, чья жизнь не меняется после свержения олигархов. О том, как всем нам приходится надевать маски, потому что выражение чувств мы привыкли считать слабостью. О том, почему женщины в Молдове становятся друг другу волками, а старики ждут смерти с нетерпением. О том, каково быть нами, сегодня, здесь, сейчас.
Показательно, что разговоры о таких вещах возможны именно с художниками. И, вроде бы, у Натальи Гырбу «ожидание перемен прошло, как ветрянка». Но она сама, и то, что в Молдове еще остаются такие люди, заставляет верить: надежда по традиции умрет последней.
«Ожидание перемен прошло, как ветрянка»
Документалист и художник Наталья Гырбу о феминизме в Молдове, протестах и стариках, которые ждут смерти
Читать
Евгений Шоларь Креативный редактор
Возможна ли в Молдове другая политика? Честная и открытая, называющая вещи своими именами. Говорящая правду, даже если обществу комфортнее жить мифами и витать в облаках. Делающая то, что надо делать, не оглядываясь на окрики группки горлопанов из фейсбука. Не идущая за инерционным пузырем «общественного мнения», но ведущая общество за собой. Продавливающая свою повестку и дающая новые смыслы.
Возможны ли в Молдове другие политики? Такие, которые будут играть не по правилам, не станут соревноваться в популизме, говорить лозунгами и притворяться идиотами. Следующие ценностям, не сдающие назад и готовые пойти до конца.
Да, для этого надо быть немного «камикадзе». Так делается история, а не то, что три десятилетия называется политикой в Молдове. И в этом мраке важно видеть и ценить даже маленькие проблески надежды. Они были в этом году. В один из них и появился этот текст.
А есть А
Евгений Шоларь о силе и правде новой власти в Молдове
Читать
Александра Батанова Корреспондент
О том, что в молдавской политике, а, значит, и в стране происходят большие перемены, я узнала, находясь в начале июня на военном полигоне без доступа в Интернет. Было ощущение, что пропускаю что-то очень важное.
С полигона я вернулась уже совсем в другую политическую реальность, с новым распределением сил, новым правительством и новыми перспективами. И, несмотря на то, что эйфория от этих перемен быстро прошла, а коалиция, избавившая страну от Плахотнюка, продержалась недолго, она оставила после себя глубокий след.
Поэтому самым важным своим текстом в уходящем году я считаю этот — своеобразный некролог ушедшей Коалиции и тем переменам, которые она, пусть ненадолго, привнесла в молдавскую политику.
Сохраню его себе, как напоминание о том, что перемены возможны даже тогда, когда в них уже никто не верит.
R.I.P. Коалиция надежды
Александра Батанова о том, чему нас научил союз ПСРМ-ACUM
Читать
Галина Васильева Главный редактор
В Молдове многое является не тем, чем кажется. Уже который год в стране рулят фейки. У нас фейковая юстиция, фейковое разделение властей, фейковые доходы у чиновников, фейковая евроинтеграция, о которой говорят фейковые эксперты на телеканалах фейковых новостей.
Молдавское общество по-прежнему разделено, политики успешно играют на фобиях, стереотипах и манипулируют общественным сознанием с помощью своих медиа. Насколько успешными могут быть даже самые низкопробные и незатейливые теории заговора и техники манипуляции, показал наш проект X-files Молдова. Он стал настоящим исследованием аудитории СМИ в Молдове. Выводы — далеко не радостные: к сожалению, многие пользователи соцсетей и читатели просто не способны отличить реальные новости от абсурда.
Открывая Молдову
Что мы узнали из социального эксперимента NM с «хвостами», «подлодкой на Днестре» и «мафией базилика»
Читать
Стела Унтила Редактор румынской версии
Я работаю в NM всего пару месяцев. Давно хотела сюда попасть, потому что NM — это объективность, статус и толерантность. Меня удивило, как редакция NM сразу меня приняла — с заботой, советами и вниманием, приправленными чувством юмора и теплотой. Здесь работают люди, у которых мне есть чему учиться, и я уже готова «украсть» многое из их опыта.
Больше всего меня впечатлил материал Михаила Каларашана о молодом человеке из Приднестровья, который называет себя «человеком без Родины». Я поняла, что каждый человек видит правду по-своему, а то, что для некоторых политиков становится поводом поспорить и набрать электоральные очки, для других людей — реальная жизнь, то, с чем они сталкиваются ежедневно: изоляция, манипулирование, бюрократия. «В Приднестровье я молдаван и "внутренний враг", в Молдове — русский и "чужой", несмотря на гражданство и внутреннюю причастность к этому народу», — пишет автор.
Человек без родины
Михаил Каларашан о Приднестровье, идентичности и фотопленке
Читать
Вера Балахнова Редактор новостной ленты
В этом году жители Кишинева снова вспомнили о своей реке Бык. То есть, скорее, она сама очень громко о себе напомнила невыносимой вонью. Все мы долго пытались понять, в чем же дело, и в череде долгих разбирательств, оправданий и взаимных обвинений забыли о самой реке, которая погибает. Поэтому самым важным нашим текстом в этом году я считаю спецпроект «Как Кишинев уничтожил реку Бык. Мини-экспедиция NM» Ольги Гнатковой, за который, кстати, она в этом году получила «Золотое яблоко». Ольга прошла вдоль русла реки от Скулянки до очистных сооружений и честно рассказала обо всем, что увидела. И это самая грустная и поучительная история этого года.
Как Кишинев уничтожил реку Бык
Мини-экспедиция NM
Читать
Надежда Копту Корреспондент
2019 стал для меня первым годом в NM. Писать о правах человека и системе правосудия было сложно, потому что многие истории задевали за живое. Но перед Новым годом хочется рассказать о чем-то хорошем. Самая теплая история, о которой я написала в этом году, — история благотворительного магазина МЕSTO. Потому что этот материал не только об открывшемся в Кишиневе необычном магазине и не только о благотворительности. Это история о том, как надо относиться к людям.
Инга Бостан, которая долго вынашивала идею такого магазина и искала для него место, уверена: «Если каждый будет в меру своих возможностей помогать ближнему, наш мир изменится. И тогда мы не будем жаловаться на политиков, на жизнь и какие-то экономические факторы. Мы сможем радоваться тому, что у нас есть, и сможем получать поддержку, когда она нам нужна».
Самое интересное, что я писала этот материал, когда Плахотнюк еще правил Молдовой, и эти слова были очень актуальны. Но и после смены власти они остаются не менее важными.
Секрет в MESTE
Как перестать жаловаться на жизнь и политиков
Читать
Николай Пахольницкий Корреспондент
Для меня самым важным текстом в этом году стал мой разбор того, как из-за халатности властей становятся доступными имена и личные данные пострадавших от сексуального насилия. Я вышел на эту тему случайно, когда искал решение суда совсем по другому делу. И тут оказалось, что во многих судебных решениях по преступлениям на сексуальной почве можно без труда найти имена жертв и все обстоятельства преступлений: например, подробное описание изнасилования.
И это касается не каких-то конкретных судебных инстанций, а большинства судов в Молдове. Во-первых, это противоречит закону о персональных данных, но, главное, это очень плохо отражается на жертвах насилия, к которым система правосудия и общество и так относятся весьма жестоко.
К сожалению, спустя несколько месяцев после публикации этого материала ситуация почти не изменилась: в судебных решениях по-прежнему можно найти полную информацию и о жертвах, и о преступлении.
Раскрывая жертву
Как выставляют напоказ имена пострадавших от сексуального насилия
Читать
Марина Иримчук Выпускающий редактор
Это удивительная история 200-летней давности. А вдвойне удивительной ее делает красивое «алаверды» — продолжение, которое она получила в наше время. История такая: в начале XIX века 30 швейцарских переселенцев основали в Бессарабии уникальную колонию Шабаг-Шабо. Они привезли с собой виноградную лозу, а также новые для Бессарабии технологии виноградарства и виноделия. Именно швейцарские колонисты первыми на этих землях стали выращивать технические сорта винограда, обрезать лозу и производить высококачественные вина.
А «алаверды» было такое: спустя 200 лет молдавский винодел Ион Герчиу, вдохновившись историей Шабаг-Шабо, создал в Швейцарии винный бренд Bessarabie. Его эмблемой стало колесо, символизирующее путь, дорогу, движение — не только сквозь пространство, но и сквозь время.
Об истории Шабаг-Шабо узнала в Швейцарии корреспондент NM Катерина Кожухарь. Там же она познакомилась с Ионом Герчиу и рассказала об этом в NM. Если вы еще не читали этот лонгрид, почитайте обязательно. Эта история вдохновляет, делает нас добрее и обостряет понимание того, как всё в этом мире и в этой жизни перемешано, связано и неразделимо.
История Bessarabie
Как швейцарцы 200 лет назад стали делать в Молдове вино
Читать
Наталья Титова Менеджер по продвижению
Говорят, что революции совершают молодые. И речь не только о баррикадах, палатках на площади и митингах (хотя порой и это важно), но и о переменах, которые происходят каждый день.
Это история о юношеском энтузиазме, вере в собственные силы и желании что-то изменить. Герои истории — студенты, открывшие в обычном кишиневском гараже мастерскую по переработке пластика.
Чертежи оборудования они нашли в интернете. Там же собрали деньги на свой проект. И теперь делают из переработанного пластика удивительные дизайнерские вещи — например, необычные светильники и даже репродукции картин Ван Гога.
И в очередной раз доказывают, что этот мир можно изменить, если изменить себя и свое отношение к нему, к природе, людям и окружающей среде.
Пластик, который всегда с тобой
Как в Кишиневе студенты делают из мусора репродукции картин Ван Гога
Читать
Наталья Мельник Редактор отдела экономики
В Молдове тема секса всегда была табу. Особенно в школе. Порой даже самые прогрессивные граждане, когда речь заходит о том, чтобы ввести в школе сексуальное воспитание, начинают крутить головой и закатывать глаза. Особенно, если они сами родители.
Как мама двух девушек-подростков считаю такое поведение недопустимым. Иначе подростковые аборты, ранние беременности и клиники, полные бесплодных пар, которые не могут родить ребенка из-за инфекций, передающихся половым путем, так и останутся нашей грустной реальностью. Почитайте, посмотрите и послушайте мультимедийный проект Надежды Копту «Детям о сексе. Надо ли говорить об этом в школе».
Читая аргументы сторонников и противников сексуального воспитания в школе, понимаешь, как узко люди воспринимают эту тему. А ведь речь не только о защищенном сексе, как считают многие противники раннего сексуального воспитания. Эта тема включает в себя и основы взаимоотношений мужчины и женщины, и повышение медицинской грамотности, и даже вопросы целомудрия. Уверена, прочитав статью, вы как минимум захотите поговорить с детьми «об этом». А это уже шаг к их физическому и психическому здоровью.
Детям о сексе
Надо ли говорить об этом в школе. Баттл NM
Читать
Татьяна Султанова Корреспондент
В 2019 году в тренде была жизнь в стиле эко. С 1 января в Молдове запретили продавать плотные полиэтиленовые пакеты. Люди начали задумываться о том, какой след они оставят на земле после себя. Поэтому мне кажется важным для нас всех мой лонгрид о том, как в Молдове собирают и утилизируют разные виды отходов.
Этот материал, кроме прочего, может служить путеводителем для всех, кто не знает, куда можно сдать картон, стекло, старый холодильник или фен, и где у нас можно выбрасывать опасные отходы, например, батарейки. В лонгриде есть карта контейнеров для сбора электронных отходов.