Эпидемия: ситуация
За последние сутки в Молдове провели 1812 тестов и выявили 323 новых случая COVID. Общее число заболевших, таким образом, увеличилось до 15776 человек. Из них 8765 выздоровели, 515 умерли. Продолжают лечение 6496 пациентов, 449 из них в тяжелом состоянии, 24 подключены к аппаратам ИВЛ.
Жители Молдовы потратили в частных лабораториях почти 19 млн леев на тесты на коронавирус. По информации минздрава, в Молдове 10 лабораторий, которым разрешено проводить тесты на COVID. Четыре из них — частные. При этом в минздраве опровергли информацию о том, что заболевшие коронавирусом, которые лечатся дома, тратят на выписанные им лекарства до 2.5 тыс. леев. В минздраве утверждают, что эта сумма не превышает 200-300 леев.
Медицинские чиновники также опровергли информацию о том, что в Молдове — один из самых высоких в мире уровней заражения и смертности от COVID. И призвали политиков «не вводить людей в заблуждение».
Политика
Президент Игорь Додон, комментируя отказ лидера PAS Майи Санду вести с ним переговоры, сказал, что никто не предлагал оппозиции «создавать коалицию»: «Посыл был другим — не связывайтесь с бандитами, давайте вместе решим, что делать дальше. Что делать с парламентом, который продается и покупается». При этом Додон повторил, что лучшее решение, по его мнению, — досрочные выборы.
Лидер партии Pro Moldova Андриан Канду тем временем вновь призвал парламентскую оппозицию обсудить отставку правительства Иона Кику. Канду заявил, что «нынешняя власть висит на волоске», и заверил, что Pro Moldova не будет претендовать на портфели в новом правительстве.
«Серп и молот»
Социалисты не имеют отношения к законопроекту, запрещающему использование в Молдове советской символики. Это — проект общественной организации, а социалисты просто зарегистрировали его в парламенте, не удосужившись внимательно прочитать. Об этом рассказал Додон, комментируя скандал вокруг законопроекта с запретом «серпа и молота». По словам Додона, «пока он президент, никому не позволит запрещать советскую символику», а этот пункт уже исключили из законопроекта.
Деньги
В Молдове начали расти поступления в госбюджет. Пока они не дотягивают до плановых, но за четыре недели июня бюджетные поступления превысили показатели прошлого года почти на 100 млн леев. При этом в апреле поступления были меньше прошлогодних на 1 млрд леев, а в мае — на 400 млн леев.
Судьи и система Плахотнюка
Против судьи Людмилы Оуш осенью 2018 года завели два уголовных дела по обвинению в коррупции. Одно из них до сих пор рассматривают в суде. А по второму, после смены власти в стране, Людмилу Оуш вывели из-под уголовного преследования. NM рассказал, как в Молдове заводили уголовные дела против судей, как прокуроры собирали «доказательства» и давили на свидетелей, требуя нужных им показаний, и как все это покрывало руководство АП и ВСМ.
Дело бойцов К1
Суд оправдал бойца K1 Михая Пыргару по делу о драке со смертельным исходом у одного из ночных клубов Кишинева. Второго обвиняемого — Аурела Игната оштрафовали на 50 тыс. леев за хулиганство. Прокуроры требовали для обоих по 15 лет тюрьмы.
Права человека
Комиссар по правам человека Совета Европы Дуни Миятович представила отчет о нарушении прав человека в Молдове. Среди рекомендаций молдавским властям — скорейшая ратификация Стамбульской конвенции о борьбе с домашним насилием, улучшение доступа к качественной медпомощи в сельской местности и обеспечение сельских школ нормальными туалетами.
Кишинев
Утром 26 июня в соцсетях появились видео «боевых действий», развернувшихся вокруг сноса части жилого многоквартирного дома на Ботанике. Жильцов, устроивших протест, разгоняли несколько десятков мужчин спортивного телосложения, которые представились сотрудниками компании-застройщика. О том, почему жильцы опасаются за свою безопасность, как на месте оказались десятки «охранников», и почему мэрия бездействует — в репортаже NM «Нескольких женщин повалили на землю и били».
Зато мэр Ион Чебан распорядился приостановить строительство АЗС возле парка на Рышкановке, несмотря на решение суда, который разрешил строительство. «В этой зоне нельзя строить станции. Это зеленая зона, важная для столицы. Город превращается в одну большую заправку», — возмутился мэр.